Моделирование ситуации успеха

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X fb24a912m.jpg

Ситуация в данном случае будет выступать как сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех - результат подобной ситуации.

В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к ситуации успеха. На первый взгляд, кажется, что педагогу достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой обучаемый испытает успех и удовлетворение, - и высокий уровень отношения к предложенной деятельности обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха может привести к обратному результату: постоянное обеспечение успешности может развить ситуацию индифферентного отношения к деятельности. Мало того, постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных жизненных ситуациях.


Необходимо отметить следующие позитивные моменты, связанные с развитием данной ситуации:

  • переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
  • положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.


Sh15 12.jpg


Ситуация успеха создается педагогом в деятельности. Любую деятельность можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:

  • установка на деятельность (эмоциональная подготовка подопечного к решению поставленной задачи);
  • обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);
  • сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своей деятельности).

Моделируя ситуацию, необходимо помнить, что решение любой задачи предполагает подготовку, исполнение и оценивание. Поэтому выделим в развитии ситуации успеха несколько этапов.


Sh15 13.jpg


1. Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность. Педагог ставит перед собой задачу сформировать у подопечного стремление как можно успешнее выполнить поставленное задание, ощутить себя "творцом обстоятельств", преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе деятельности, другими словами, сформирует мотив достижения успеха.

Формируя мотив достижения как основу определенной атмосферы среди подопечных, педагог вправе предложить различные варианты мотивов: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей, установить новые контакты в ходе выполнения и т.д.

В итоге, на мотивационном этапе, вожатый организует определенные ситуации с целью актуализировать или нейтрализовать эмоции для предстоящей деятельности. Необходимо отметить, что ситуация успеха, связанная с мотивационной сферой, на данном этапе в большей степени определяется психологическими аспектами. В этом ее принципиальное отличие от ситуаций, возникающих на следующих этапах деятельности.


2. Организационный этап, или обеспечение деятельности. Задача вожатого - обеспечение подопечного заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило бы ему удовольствие в ходе выполнения деятельности. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения, как одно из средств формирования умственных действий в процессе оптимизации обучения.

На этом этапе у некоторых подопечных наступает такой период, когда непосредственный интерес к деятельности переживает состояние конфликта: с одной стороны, необходимость выполнить работу, а с другой - недостаток условий для реализации задачи.

Психологи и педагоги к таким условиям относят четыре аспекта:

  • недостаток способностей;
  • трудность задания;
  • отсутствие везения;
  • слабость волевых усилий.

Первые два условия вожатый может учесть заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями подопечного.

Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способностей, везения и трудности задания. Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, является единственной контролируемой попыткой улучшить результат деятельности.

Таким образом, на данном этапе достижения ситуации успеха задачей вожатого является создание условий для успешного выполнения предложенного задания.

Методами решения задачи будут:

  • организационный контроль (начало работы, паузы, окончание работы);
  • содержательный контроль (консультации по содержанию работы);
  • интеллектуальное и эмоциональное стимулирование подопечного.


3. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной. Перед вожатым стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания. Для этого подопечный должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности.

Как показывает практика, результативный этап менее всего исследован. Итог выполненной работы обычно сводится к оценке результата. М тут мнения вожатого и подопечного в данном вопросе может разойтись. Почему? Дело в том, что педагог оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и пр., а подопечный помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания и т.д. Другими словами, ребенок ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Существуют, по мнению педагогов, два общих варианта соотнесения усилий, затраченных подопечным на выполнение задания, и результата его деятельности:

  • усилия, затраченные подопечным на выполнение задачи, соответствуют полученной оценке вожатым (У=Р);
  • оценка вожатого и усилия подопечного неравнозначны (У  Р).

В каждом из этих вариантов, в свою очередь, можно выделить еще два подвида. Рассмотрим все подварианты, исходя из степени трудности ситуации оценки.

Наиболее оптимальный вариант для обеих сторон - первый, когда степень затраченных усилий соответствует итогу работы, а значит, и оценке этой работы. В этом случае вожатому достаточно похвалить подопечного, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности.

Второй вариант: при минимальных затраченных усилиях со стороны подопечным итог его работы удовлетворяет основным требованиям - требует от вожатого знания индивидуальных особенностей ребенка, умения анализировать ситуацию, которую можно классифицировать как "мнимый" или "опасный" успех. Прежде всего, следует продумать систему индивидуальных заданий с повышенным уровнем сложности для конкретного подопечного; предложить такую форму работы, когда налицо вклад каждого участника в общее дело, и оценивание производится группой детей, а не одним вожатым. Кроме того, возможны личные беседы, где вожатый прямо, но без свидетелей говорит ребенку о его недостатках: равнодушии, лени, попытке сачкануть и т.п.

На первый взгляд, возникает парадокс: вожатый намеренно ставит ребенка в ситуацию неуспеха. Но цель подобной тактики состоит в том, чтобы в сознании подопечного родилась радость не столько от отметки, сколько от самого процесса открытия истины. Произойдет же это только в том случае, если ребенок преодолеет определенные трудности обучающего, нравственного, коммуникативного характера.

Вариант третий, наиболее безболезненный для обеих сторон, - ребенок уверен, что "выложился", но оценка его деятельности вожатым, не соответствует его ожиданиям. Здесь возможны серьезные конфликты с педагогом, которые могут, в свою очередь, наложить негативный отпечаток на отношение подопечного ко всей его деятельности в лагере в целом. В данном случае требуется глубокая индивидуальная работа со стороны педагога. Следует предложить ребенку попытаться найти свои ошибки, а затем с помощью вожатого распределить их по видам: механические, на внимание, на логику и т.п. Не стоит стремиться исправить все ошибки сразу. Сначала можно предложить подопечному поработать над определенным видом. И очень важно впоследствии отметить достижения подопечного, показать свое уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой участвовать во всем дальше.

Четвертый вариант напоминает первый - количество затраченных усилий соответствует итогу деятельности, но результат - неудовлетворительный. Данный вариант является свидетельством того, что организация условий деятельности на предыдущих этапах строилась без учета индивидуальных способностей конкретного подопечного. Тогда вожатому придется начинать все сначала.

Таким образом, результативный этап деятельности вожатого является диагностирующим в его работе, определяющим прогнозы на будущее. Ребенок также корректирует свою деятельность с помощью вожатого: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.

Результативный этап, синтезируя черты первых двух, носит психолого-педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности.

Однако заданная вожатым деятельность не заканчивается получением оценки вожатым или детским коллективом за выполненную работу - перед ним ставится новая задача, требующая применения новых знаний и усилий. Обостренное чувство удовлетворения приносит успех, доставшийся ценой особых усилий, напряжения умственной деятельности. Борьба с трудностями способствует созданию устойчивого положительного отношения к деятельности, но эта борьба должна обязательно подкрепляться успехом.

Однако, как показывает практика, в силу индивидуальных особенностей дети по-разному реагируют на предложенные вожатым ситуации. В этом случае можно встретиться с иным видом индивидуального подхода, проявляющегося в ситуации, - направленным не от вожатого к подопечному, а наоборот. Структура такой деятельности должна опираться на ситуацию выбора: ребенок может определить цель планируемого задания в конкретном материале. В то же самое время выбор задания является своего рода показателем отношения ребенка к своей деятельности: умения соотносить трудности задачи со своими возможностями.

Ситуация успеха для ребенка на исполнительно-активном уровне заключается в том, что вожатый, анализируя самостоятельную работу подопечного, видит и подчеркивает в ней недочеты и достижения, создавая перспективу работы, обеспечивает развитие сильных сторон: необычность замысла, неординарность хода решения, настойчивость и т.п.

Ситуация успеха, реализуя воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, на операционном - обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для ребенка, на результативном - усиливает активное отношение к деятельности в лагере, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное (реже нейтральное) отношение.


Sh15 14.jpg


Ситуация успеха становится условием перерастания положительного отношения к учению в активное, творческое, если формирует у субъекта деятельности: положительное отношение к деятельности; приятное чувство успеха, вызванное преодоление им трудностей, предложенных педагогом; эмоции радости, интеллектуального подъема в процессе решения поставленных задач; удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим подопечным; осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления; формирование устойчивой потребности в самообразовании.

Ситуация успеха, реализуясь в устойчивом эмоциональном состоянии ребенка, мотивирует его желание включиться в деятельность в лагере, принять в ней посильное участие, она же организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего труда.

Таким образом, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к деятельности, которое способствует проявлению и развитию активности ребенка в процессе деятельности, их самопознанию, самообучению и самоформированию.