Свечка

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Cv123.jpg

Два огонька — два маленьких огненных призрака, невероятно пластичных и грациозных — переплетаются в бесшумном танце. Их тянет друг к другу. Это почти как любовь.


M1m.jpg

Вечерняя свеча (вечерний огонек, отрядная беседа)

см. также


Методика подготовки и проведения вечерней свечи

По мнению большинства ребят, самыми незабываемыми моментами смены являются огоньки и костры.

Без них жизнь в лагере, семейке (отряде) была бы менее полной. Но немаловажную роль в сплочении семейки играет и Вечерняя свеча.

My c0nGjARMm.jpg

Вечерняя свеча — это одна из самых известных традиций лагерей.

Ее цель: проанализировать прошедший день — что было хорошего, плохого, как можно изменить ситуацию, определить план на завтрашний день.

Свечу желательно проводить ежедневно или 1 раз в 2–3 дня.

Для вечерней свечи существуют правила:

  1. Дети должны быть заранее настроены и готовы к свече.
  2. Все: и дети, и взрослые — располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.
  3. Дети и вожатые должны выполнять законы:
    • Когда говорит один — все молчат.
    • Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
    • Закон свободного микрофона.
    • Все сказанное на свече не должно «выноситься» за его пределы.
    • Свеча — это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют.
    • Через центр круга переходить нельзя.

Свеча — это коллективное обсуждение семейкой и взрослыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Главное в обсуждении — содержание. Педагогический смысл свечи — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора. «Свеча» — это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем.

На свече идут самые важные разговоры о "семейных" делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

Свеча — это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Вечерняя свеча идет 15–20 минут. Старайтесь не ограничиваться одной формой, подключайте свое творчество.

Свечка зажигается человеком, которому на данный момент отяд доверяет больше всего. Если свечка потухла, то на этом свечка заканчивается, независимо от того, успели ли все высказаться , или нет.

Говорят, что во время Свечки к каждому сидящему тянется маленький лучик от свечки. Поэтому выходить из круга можно только в случае крайней необходимости.


Я хочу сказать 5 спасибо - тем ребятам которые заслужили это сегодня больше всех. Как вы думаете кого я хочу поблагодарить и за что. Это будет маленький тренииг внимательного отношения к другим и стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить «спасибо»

Во время Свечки ведущий выбирает талисман и передает его дальше по кругу. Тот, у кого в данный момент талисман находится, говорит о прошедшем дне или по заданной теме, или о всем вместе. Говорить может только он. Затем он передает талисман следующему и дальше по кругу. Затем, ведущий подводит итог. Все встают, и задувают свечку.


ВАРИАНТЫ ВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ МОГУТ БЫТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:

  1. Говорят желающие.
  2. Один человек говорит, затем передает «свободный микрофон», кому пожелает.
  3. Вожатый (воспитатель) передает «свободный микрофон» кому пожелает.

ФОРМЫ ВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ:

  • Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.
  • Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.
  • Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец. Говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
  • На этом вечере говорят: «Спасибо» одному человеку из семейки, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.
  • «Прогноз погоды». Выразит словами или условными знаками состояние совей души.
  • Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.
  • «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т. п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
  • «Шляпа», «Ромашка», «Листочки». Иногда детям трудно начать разговор о себе, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т. п.
  • «Конфеты». Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет — столько предложений вы должны рассказать о себе.
  • «Ниточки». Перед началом свечи детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 −30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.О. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
  • «Дерево». В семейном уголке вы можете поместить стволы деревьев без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждой вечерней свечи на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми — самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т. п.
  • «Конверт откровений». На предложенных листочках бумаги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет воспитатель (вожатый).
  • "Ромашка". От цветочка каждый отрывает по лепесточку. Там написано прилагательное или не законченное предложение. Этот лепесток отдаётся тому кому это подходит.
  • "я сегодня молодец,потому что..." Такими словами в лагерях иногда заканчивают свечку, чтобы дети могли правильно себя оценить и подвести итог пройденного дня....чтоб рефлексия произошла.



Первую свечу проводят педагоги.

Педагогическая задача свечи в первые дни смены — научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день.

Первые дни детей переполняют впечатления. У них потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось.

Начать ее можно либо с песни, либо с легенды, рассказа, притчи… (Легенда о пепельном городе)

Вожатый (воспитатель) объясняет ребятам законы свечи, а затем проводит знакомство, используя талисман-игрушку, значок, часы…, «свободный микрофон». Тот, у кого в руках окажется этот предмет, может высказываться, после чего талисман нужно передать, пока он вновь не вернется к ведущему. Знакомство лучше начать с самого ведущего, что позволит создать теплую, доверительную атмосферу. Постарайтесь действительно искренне, кратко рассказать о себе без интимных подробностей, но не ограничиваясь стандартными фразами. После чего передайте «микрофон» следующему ребенку.

Важно, чтобы на этой свече, по возможности, высказались все; если ребенку очень трудно — задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте.

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ СВЕЧИ — ЭТО ВАША ПЕРВАЯ ДИАГНОСТИКА!

К концу смены, если вы хорошо постараетесь, дети полюбят свечу и будут особенно тщательно готовиться к ним.

На прощальной свече каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать свободный микрофон. Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать о себе. Так например на последнем вечере пускается по кругу свечка. Тот у кого в руках свеча должен высказать свое мнение о любых двух людях из отряда.


В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде, на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман — это будет ваш прощальный звездопад.

Есть еще такая традиция: на последней отрядной "свечке", передавая ее следующему в кругу, капать на руку расплавленным воском - чтобы помнить. Это почти не больно. И такие ожоги проходят очень быстро: едва краснеющий след на руке пропадет уже наутро.

Типы свечек

Olegslu120m.jpg

Один из важных моментов в свечке - это создание правильной атмосферы: спокойной, не агрессивной. Все претензии должны высказываться как пожелания, а не как упреки, этого можно достигнуть начальным вступлением вожатого.

Вожатый говорит "в кругу" вместе со всеми, и подводит итог в конце свечки подводя итог. Что бы снять негатив по отношению к кому либо, он может попросить слова в начале и высказать пожелание данному человеку - этим он снижает вероятность нападок на него в последствии. Конечно лучше, если это возможно, сделать это когда до него дойдет очередь в кругу.

Вожатый должен регулировать время свечки: если остается свободное - попеть или поговорить "за жизнь", если на свечку отведено мало времени - можно высказаться в начале, таким образом, что бы сказать по возможности все, что могут сказать ребята, и подвести итог дня - этим можно добиться, что выступления ребят будут короче. Также выступления ребят можно сделать короче несколько подняв эмоциональную атмосферу свечки, опять таки посредствам выступления.

Одна из самых распространенных форм ведения свечки - это маленький предмет-талисман, передающийся по кругу.

"Расскажи мне о себе" - традиционная свечка, проводится в начале смены, на ней ребята рассказывают друг другу о себе, то что считают нужным. Рассказывающему можно задать вопрос, но отвечать на него или нет - это его право.

"Расскажи мне обо мне" - традиционная свечка, проводится в конце смены, на ней каждый выбирает себе некоторое количество ребят (это зависит от времени, но обычно трех), которые говорят этому человеку свое мнение о нем, также могуг высказаться и все желающие.

Экстренная свечка - собирается по требованию любого человека из отряда в любое удобное время. Человек, потребовавший свечу, ставит перед отрядом какой либо вопрос, причем этот вопрос может касаться как всего отрял, так и его лично, и отряд решает поставленный вопрос. Не следует использовать эту свечку без веских причин, человек по инициативе которого созвали эту свечку, несет ответственность за ее важность, об всем этом следует рассказать ребятам в начале смены. Однако в случае необходимости вожатый может даже посоветовать ребенку созвать такую свечку. Эта свечка очень сложная и относиться к ней необходимо с особым вниманием.

Ежевечерняя свечка - Её по очереди могут проводить ребята. На ней проводится рефлексия и анализ дня. Акцент на свечке следует делать на анализ, а не на рефлексию - это более содержательно. В начале смены скажите, что на такой cвечке говорящий человек должен ответить ма следуюшие вопросы: Что было хорошо и почему?, Что стоит изменить и почему?. Обращайте внимание ребят на аргументацию - без нее анализа не будет.

Ежевечерняя свечка - действие у которого есть начало и конец, закаычивать ее можно отрядной песней и коллективным гашением свечи.

Я хочу сказать 5 спасибо - тем ребятам которые заслужили это сегодня больше всех. Как вы думаете кого я хочу поблагодарить и за что. Это будет маленький тренииг внимательного отношения к другим и стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить «спасибо» Операция "Ц-Ц-Ц" - Создание атмосферы при помощи песен. Обший принцип создания настроения песнями - начинать с тех песен, которые соответствуют настоящему настроению отряда, переходя к песням, соответствуюшим необходимому настроению отряда.

"сонной" речевкой -

День отшумел, и ночью обьятый, лагерь зовет нас уснуть
Доброй вам ночи, наши ребята,
Доброй вам ночи, наши девчата,
Завтра нам снова в путь.

...или

Дремлют кусты, дремлют цветы.
Лагерь встречает приход темноты.
Ветер устал в наши окна стучать.
Спать! Спать! Спать!.

...или просто словами типа: "Путь завтрашний день будет хорошим" и т.д.


Свечки знакомства

Приготовить необычный, своеобразный талисман. Талисман пускается по кругу, получивший его рассказывает о себе. Вожатый начинает, вожатый заканчивает. Настроитесь на то, что нужно выслушать каждого;

Заранее заготовить вопросы или незаконченные фразы, написать их на карточках, ребята вытягивают карточки, отвечая на них. Это сэкономит время, избавит от детских комплексов. Чтобы облегчить твою работу, мы предлагаем тебе примерные фразы:

  • Моё самое лучшее качество...
  • Одно из моих заветных желаний - это...
  • От нашей встречи (от этого дня. от смены) я жду...
  • Моё будущее нарисовано такими красками...
  • Жизнь для меня - это...
  • Самый счастливый день в моей жизни, был...
  • Самым дорогим для меня подарком был...
  • Если бы у меня был 1 миллион $, то ...
  • Я пришёл на этот огонёк, чтобы...
  • Я не люблю когда...
  • В будущем я себя вижу...
  • Самый лучший человек - это...

Попросите ребят вспомнить яркий вспоминающийся день в их жизни и рассказать об этом. Каждый рассказчик имеет право на три «почему». Благодаря проведению такой свечки можно получить важную информацию о ценностях ребенка. Этот вид свечки актуален и на третий день смены.


Карта знакомства

Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.

Рассказ - эстафета

Этап развития коллектива.Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: все говорят, а чего бы и мне не сказать. Выговаривается вся группа. Уровень отряда - любой.

Пакет откровений

Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы. Уровень отряда - любой.

Музей любимых вещей

3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о предмете характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. Уровень отряда - высокий.

Гороскоп

2-3 день смены. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характепистика знака. Необычная характеристика детей. Форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д. Уровень отряда - низкий.

Фонарщик

3-5 день смены. Эмоциональное представление легенды о маленьком фонаршике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы. Уровень отряда - высокий. Вариант: Букет цветов. На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

Памятный день

2-З день. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это свечка-тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сама свечка проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета. Уровень отряда - любой.

Горящая спичка

Группа рассаживается в тесный круг. Руководитель зажигает спичку и передаёт её по кругу. Тому, у кого в руках спичка погаснет, члены группы задают любые три интересующие их вопроса, или он задаёт любым трём какой-либо вопрос, или ещё что-либо в этом роде: Ответивший снова зажигает спичку и передаёт её по кругу.

Вопросы, которые можно использовать в беседе «Свеча по кругу»

  • Есть ли у тебя цель в жизни?
  • Как бы ты провел свой последний день в жизни?
  • Что такое жизнь?
  • Каким ты хотел бы быть всегда?
  • Что важнее всего уметь в жизни?
  • Что для тебя радость?

И т.д.

Свечки- откровения (Конфликтные)

Письмо другу

Участники огонька устно пишут письмо другу, родным (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружаюших, потребность в других людях, в их сочувствии. Уровень отряда - любой.

Я не понимаю

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему...?" Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов. Уровень отряда - средний, высокий.

Разговор с игрушкой

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт. Уровень отряда - средний, младший.

Разговор с попутчиком

Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходяшем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных. Уровень отряда - любой. Ситуативный (Электрический стул) Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текстом в случае его некорректности по отношению к человеку), дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. Уровень отряда - высокий. .

Круг молчания - 1

Все сидят в кругу спиной к центру. Говоряший разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Круг молчания - 2

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать, выходит и садится в круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говоряших, в число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой

2-Э этап, ситуативно. Говоряший выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. Уровень отряда - средний.

Разговор со свечёй

Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, "скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в отряде. Уровень отряда - средний. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

Спасибо

У всех свечи? Зажигает свечу другому и говорит "спасибо за…"

Игра с вопросами

Кидать кубик, выпадает, например, 6. Шестому человеку слева задаёшь вопрос. И так по кругу.


Свечки анализа

Цепочка

Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения. Уровень отряда - слабый, средний.

Отряд для меня

Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни. Свечка (анализ дня)

  • 1 этап.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

  • 2 этап.

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

  • 3 этап.

Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам) .Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога. Уровень отряда - средний, высокий.

Свечки адаптации (заключительные)

Позиция

Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это свечка-тренинг выживания ребенка в социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере. Уровень отряда - любой.

Живой уголёк

Самый последний разговор. В руках говоряшего свеча, горяшая ветка и т.д.- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать, дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда. Уровень отряда - любой.

Расскажи мне обо мне

Финальная свечка. О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем. Уровень отряда - любой.

"Я как в зеркала смотрю в людей..."

Финальная свечка. Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говоряший и слушаюший находятся в креслах друг против друга, достигается концентрация внимания на диалоге. Уровень отряда - только высокий.

Свечка, как огонёк

Jgm.jpg
  • Огонёк — тихое вечернее мероприятие.
  • Огонёк — отличный способ успокоиться перед сном, но не это главное. Огонёк — создание атмосферы в отряде. Для детей — возможность высказаться серьёзно и откровенно. Для вожатого — сказать тёплые и волшебные слова, на которые не хватило времени днём.
  • Можно условно поделить огоньки на два типа: огоньки-мероприятия (хорошо проводить как костер, если есть такая возможность) и каждодневные огоньки-свечки. Деление нечёткое, вы можете комбинировать элементы того и другого…
  • Разные огоньки могут быть рассчитаны на разный возраст детей. Вы сами почувствуете, что подходит вашим детям, а что нет. Впрочем, здесь можно придерживаться принципа «давать больше». Это значит, что если вы проводите огонёк более серьёзный, более глубокий, чем, вроде бы, нужно для ваших детей, то они всё равно, на своём уровне, как-то поймут его и вынесут что-то полезное. При этом у них будет возможность расти и открывать что-то новое. Если же предлагать взрослому ребёнку «соску», ему будет скучно.


1. Каждодневная "свечка".

Хорошо сделать это традицией: каждый день перед сном обираться у свечки: минут на 15. Несколько любимых тихих песен. Несколько слов о прошедшем дне. Можно пустить свечку по кругу: пусть каждый скажет что-нибудь о сегодняшнем дне. Лучше формулировать вопрос более конкретно, например:

  • Самый запомнившийся момент.
  • Самый плохой и самый хороший момент.
  • Оценить своё настроение за день (Солнце, свечка, маяк, луна, кадило)
  • Сказать спасибо (кому-то или чему-то, за что-то или просто так...)
  • Вариант "не называя имён": "сегодня один человек сделал мне то-то и то-то, спасибо ему" — свободнее высказаться, момент интриги...
  • Пожелать чего-нибудь всем на завтра.
  • ... и так далее. Сам прошедший день может подсказать вам тему огонька. Используйте свою фантазию!

Конечно, лучше, чтоб все дети высказывались. Но это может быть нелегко, особенно в первое время. Чтоб избежать напряжённых пауз, разрешите детям передавать свечку дальше, просто подумав про себя то, что они могли бы сказать.

Если времени не хватает, можно ограничиться словом вожатого. Это хороший способ похвалить отличившихся, представить события дня в нужном свете, успокоить, вдохновить, умиротворить например:

  • "Сегодняшнее выступление было просто великолепно. Спасибо всем нам. Всё-таки время репетиций прошло не зря. Молодцы."

или

  • "Сегодня мы проиграли в футбол 3-му отряду. Жаль, конечно. Но что поделать, они ведь старше нас. И я считаю, что проигрыш достойному сопернику куда лучше и полезней, чем лёгкая победа над слабым. Нам есть куда стремиться. Побольше тренировок — и победы за нами. И потом вспомните, как болели наши девчонки! Как они кричали! Ксюша вон даже голос сорвала :) И, по-моему, это замечательно."

может быть и скорбная нотка:

  • "Сегодняшний день, увы был не из лучших. Я и не думал, что такая мелочь, как ... может отнять у нас самое ценное: дружбу, доброту, наконец, хорошее настроение! Мне бы хотелось, чтоб сегодня перед сном, не говоря ни слова, каждый подумал бы, что и он где-то был неправ, и попытался понять другого. Ну а потом забудем этот день. Он прошёл и ладно. А завтра начнём всё заново, и вместе с солнцем улыбнёмся друг другу"


1-й огонёк: правила и традиции.

1-й огонёк лучше сделать более продвинутым. Использовать одну из «Вступительных фишек», чтоб у детей сложилось правильное представление о том, что это вообще такое.

Нужно рассказать правила и традиции огонька. Например, так:

Во все времена были на земле люди — первопроходцы, путешественники, исследователи, или охотники, или может, даже пираты — весь день был у них связан с преодолением трудностей, с нелёгкими испытаниями, с опасностями, иногда он приносил радости, иногда разочарования, но неизменно под конец дня, вечером, эти люди собирались в кругу у огня, чтоб отдохнуть, поговорить с друг другом, обсудить прошедший день, просто почувствовать, что они вместе. Так и мы с вами идём по жизни день за днём, и так получается, что идём вместе. И хотя наша жизнь и не связана с риском для жизни, в ней так же есть свои испытания, свои радости и огорчения, и пока идёт наша смена, давайте и мы будем вечером собираться в круг, у нашей свечки. (М-м-м, длинновато получается, можно подсократить). Огонь свечки — маленький, но самый настоящий. Более того, оказавшись в центре нашего круга, она обретает неведомую силу: этот маленький комочек света, находится сейчас как раз там, где встречаются наши взгляды, наши мысли, он и услышав всех нас, он способен сотворить чудо. Но всё же эта свечка такая маленькая, нежная, и мы должны с вами беречь её, быть тихими и осторожными, чтоб случайно не погасить это пламя. А бывает, что свечка гаснет потому, что где-то случилось несчастье. И потому, если свечка гаснет, не важно из-за чего, мы немедленно всё прекращаем и расходимся.

Итак, мы приходим на огонёк, чтоб говорить. Говорить искренно, откровенно. Серьёзно. Но кроме того, мы приходим на огонёк, чтобы слушать. Слушать и понимать. Слушать так, чтоб легко было говорить. И поэтому на огоньке говорит всегда только один человек — тот, у которого в руке свечка. Он говорит со всеми, и все его слушают. Потом он передаёт свечку дальше по кругу.

Тема первого огонька наверняка будет связана со знакомством. Например:

  • рассказать о себе 3-мя словами. (Можно сказать только 3 слова, так, чтоб они лучше всего тебя характеризовали)
  • рассказать о себе от имени вещи (заранее просим взять с собой какую-нибудь любимую вещь, каждый говорит от имени этой вещи, как будто она описывает своего хозяина)
  • назвать имя, цвет, животное.
  • …придумывайте дальше!

Если же огонёк последний за смену, понятно, что каждый может сказать о том, чем стала для него эта смена, как он её провёл, что приобрёл…

Задуваем свечку

Задувание свечки — самый, пожалуй, волнующий момент огонька. «А сейчас я раскрою вам один секрет: я уже говорил, что свечка, стоящая в центре круга, обретает особые свойства. На самом деле она умеет исполнять желания. Загадайте желание, а потом мы все вместе задуем свечку. И наши желания исполнятся. Только дружно. На счёт три» Или так: «А сейчас, перед тем, как задуть свечку, вспомните ещё раз самое лучшее, что произошло в этот день, и пусть именно этим он вам и запомнится.»

Если всё сделано правильно, дети полюбят огоньки. Будут охотно собираться и даже, может быть шикать друг на друга, наводя тишину. Кажется даже странным, что их так влечёт к этому сидению у свечки, к этим песням... Но... такие мы люди загадочные. И не расстраивайтесь, если какие-то огоньки у вас не пройдут, будут сорваны из-за шума, плохого настроения детей, чьей-то глупой шутки. Это бывает. Иногда можно предсказать это заранее и не проводить огонёк под каким-то предлогом. Но всё же лучше проводить.

2. Огонёк как мероприятие (3-4 раза за смену...)

Вступительные фишки

Вступительные фишки нужны для того, чтоб правильно настроить детей на атмосферу огонька. Это особенно важно на первом огоньке, когда дети ещё не знают, что это такое. Не то, чтоб это обязательно: для создания атмосферы может быть достаточно одной песни, нужных интонаций в голосе. Но всё же эти приёмы сделают ваш огонёк неповторимым, а в работе с детьми это очень важно… Можно, например, поступить так. Заранее подготовить помещение. Очень хорошо проходят огоньки на матрасах, разложенных по полу (сразу создаётся впечатление необычной и неформальной атмосферы, располагающей к общению). Ну, я уже не говорю о том, что должно быть хоть чуть-чуть темно J. Лучше, если отрядная свечка будет какой-нибудь красивой и необычной. Вместо свечки, кстати, может подойти и какая-нибудь замысловатая лампа (правда, её нельзя передавать из рук в руки…). Итак, темнота, матрасы, свечка. Тихая музыка: магнитофон или гитара. Детей запускаем по одному. Это создаёт впечатление таинственности, но главное, что один человек, попав в общую атмосферу, не будет её нарушать, а тихо впишется (если конечно он не вынашивал планов намеренно насолить вожатым). С пришедшими детьми уже ведётся тихая беседа. О чём — продумайте заранее. Когда все дети в сборе, можно начинать. До блеска довёл эту идею Саша Петров в 2000 году: на ужине каждый ребёнок нашёл под тарелкой приглашение, где было указано место и время, с точностью до минут: 21:00, 21:01. 21:02,… и так далее. У каждого — своё время.

Огонёк молчания

Это тоже вступительная фишка к любому огоньку, но сама по себе достаточно масштабная. Суть в том, что за час до огонька (ну или за полчаса — смотрите по детям) все собираются вместе, и вы говорите, сейчас мы проделаем небольшое путешествие. В нём не будет ничего сложного, кроме одного: весь путь мы должны проделать молча. Ни одного слова, ни одного звука, иначе ничего не получится. И ещё надо крепко держаться за руки и ни за что не отпускать друг друга. Добившись тишины, вы ведёте свой отряд, не торопясь, по окрестностям лагеря: по самым красивым и необычным местам. Заставьте их карабкаться по крутым склонам, перебираться через поваленные деревья — и всё это в полнейшем молчании. После всего этого, вы заходите молча в помещение, где, конечно, всё уже подготовлено к огоньку. Начинается огонёк, на котором, (наконец-то!) можно будет нарушить молчание. Не буду комментировать эффект (он до конца не изучен J). Скажу лишь, что эта штука сложна в реализации. Беритесь за это, только если вы уверены, что ваших детей не пробьёт на «хи-хи» или на матерную брань в самый важный момент. Но если это получится, то будет супер, поверьте!

Огонёк-легенда

Не требует много времени, но требует искусства рассказчика. Вы просто рассказываете легенду, помогая себе звуками гитары. Легенда должна быть красивой и философской… Потом можно пустить свечку по кругу с вопросом типа «А как вы думаете, мог ли Белый Брат вернуться?...»

Три желания

Попросите детей, например, представить, что они иду ночью по тёмному лесу (опишите всё это поярче!) и неожиданно выходят на светлую поляну, а там сидит волшебник, или фея, и говорит: «Ну что ж, раз вы проделали весь этот путь, я исполню три ваших желания». Дальше, передавая свечку, каждый говорит, чего бы он пожелал. В последнее время мне кажется, что можно ограничить детей и одним желанием… Этот огонёк не требует много времени, и естественно, «три желания» это только пример. Вы можете задавать детям любой вопрос: интересный, философский. В общем-то их может хватить на каждый день смены…

Джинн в бутылке

Это на самом деле два огонька: в начале смены джинна загоняют в бутылку, в конце — выпускают. В один из первых дней смены мы загоняем джинна в бутылку. Всем раздаются кусочки бумаги и ручки. Каждый ребёнок пишет своё желание, которое он хотел бы чтоб исполнилось на этой смене. Все желания складываются в пластиковую бутылку и плотно закрываются. Это будет наш отрядный джинн. Джинн будет в бутылке до конца смены, и если мы по настоящему захотим, он, конечно же, исполнит наши желания. Бутылку с джинном лучше где-нибудь спрятать. Закопать у большого серого камня. Чтоб никто не мог потревожить джинна до поры. Из прятанья бутылки можно сделать целый ритуал. Ничто так не заводит детей, как секретная вылазка всем отрядом за территорию.

В конце смены джинна выкапывают и на последнем огоньке выпускают. Желания, может быть, уже забытые, прочитываются (естественно, они не подписаны!). Потом, когда свечка пойдёт по кругу, каждый может сказать, сбылось его желание или нет, или наполовину, а может, он скажет и что конкретно он пожелал.

Эта фишка помогает понять, сколько же всего произошло за смену. И каким странным звучит порой желание, загаданное в самом начале (например «хочу уехать домой!» J)

Город мечты

Сначала вы рассказываете детям легенду о заброшенном городе, остатки которого нашли где-то высоко в горах. Город этот оказался необычным. Это был город детей, в котором они жили счастливо и весело, который строили сами, как им хотелось. Куда делись из города дети — не известно. Может быть, просто повзрослели и ушли. «Но мы-то с вами пока не взрослые. Давайте попробуем возродить этот город — прекрасный город мечты». Далее есть варианты:

1) На полу размещается большой круг из нескольких ватманов. В центре может стоять свечка, но в комнате не должно быть слишком темно. По этому кругу разбросаны фломастеры. Дети рисуют свой город мечты.

2) Не надо ничего рисовать, не надо даже вставать с места. Пусть просто каждый скажет, что бы он построил в этом городе и зачем. Здесь упор делается на то, что мы строим город для себя, для нашего отряда. Может быть уже не город, а замок… Покажите детями пример, как надо фантазировать: «Я бы хотел, чтоб в нашем замке были большие красивые ворота, чтоб каждый мог прийти к нам в гости, а может быть и остаться» или «Я бы делал большой тёплый камин, у которого так хорошо сидеть вечерами и разговаривать…»

Человек за кругом

Один человек выходит из круга и садится где-нибудь у стеночки. А остальные должна представить, что его нет, что он не пришёл почему-то на огонёк. «Итак, его сейчас с нами нет. Давайте подумаем, что же мы потеряли? Чего не хватает нам?» Свечка идёт по кругу, и каждый говорит, чего же не хватает, почему жать, что этого человека сейчас нет. Покажите пример: «Жаль, что Машенька сейчас не с нами. Она всегда подарит улыбку при встрече» Человека, который выходит надо выбрать правильно. Можно использовать этот огонёк, чтоб обратить общее внимание на застенчивого, неуверенного в себе ребёнка. Правда нельзя допустить, чтоб прозвучали плохие слова.

Паутинка

Хорошо проводить под конец смены. Берётся катушка ниток. Один человек говорит что-то хорошее о другом человеке (возможны варианты: сказать спасибо за что-то, или сказать о каком-то хорошем качестве), и передаёт катушку ему, оставляя себе хвостик. Тот так же передаёт ещё кому-то, и так далее (продумайте техническую сторону, чтоб никто не запутался). Возвращать катушку обратно нельзя. В конце образуется паутинка, связывающая всех. Дальше можно сказать, например, так: «Посмотрите: когда мы с вами встретились, ничего между нами не было. А теперь – целая паутина: дружба, общие воспоминания. Мы с вами связаны вместе, и это, я надеюсь, навсегда»

Психологические тесты

Если вы знаете что-нибудь такое — используйте. Например, каждый опишет какое-то совё животное, а потом вы скажете, что означают в нём те или иные черты…

Огонёк добрых слов

Этот огонёк немножко необычен. Он проводится не в кругу, и свечка там не одна, а много. Сначала вы предлагаете всем занять в комнате место, где было бы удобно. Кто-то сядет в кресло, кто-то на подоконник, кто-то прислонится к шкафу… Дальше вы раздаёте нескольким людям горящие свечки. Тот , у кого в руках свечка может подойти к любому человеку, и тихо, так чтоб слышал только он, сказать ему какие-то добрые слова. Те слова, которые, может быть давно хотелось сказать, но не было подходящего момента. Сказав, он передаёт свечку тому человеку, а сам остаётся на его месте. Это может продолжаться минут 15, 20, 25… смотрите сами. Вроде просто, но это действие захватывает…

И ещё…

… Придумывайте! То, что перечислено здесь — лишь примеры, шаблоны, на которых вы можете строить свои неповторимые задумки. Работа вожатого — всегда творчество. Не забывайте об этом.

Общие принципы

71400 1213376622m.jpg
Previewm.jpg

Правила ведения свечки:

  • Голоса звучат приглушенно
  • Право голоса имеет только тот человек, у которого в руках находится символический предмет (игрушка, свеча, талисман или тотем команды)
  • Исполняются тихие, лиричные песни
  • Присутствует весь отряд
  • Нельзя запрещать или заставлять говорить
  • После огонька все разговаривают вполголоса
  • Откровенность и принципиальность – норма разговора

Для детей эти правила могут быть сформулированы, например, вот так:

  • Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и попроси слова.
  • Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего.
  • Критикуй не с целью «уколоть», а с целью помочь, посоветовать.
  • Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
  • Правило «свободного микрофона» - никого нельзя заставлять выступать на огоньке или запретить кому-то говорить.
  • На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.
  • Береги время, дай возможность высказаться другому.
  • Отвечай только за себя, неси ответственность за свои слова. Я говорю «Я», а не «Мы» или «Все».
  • Не пользуйся общими фразами и клише.
  • Говори о том, что мешает мне участвовать в работе группы.
  • Не говори о других участниках в третьем лице, но обращайся непосредственно к ним.

Перед началом свечки рассказывается легенда о магии круга, легенда или рассказ о предмете-символе.

Традиции и ритуалы:

  1. Традиция круга. В круге нет первых и последних, все равны между собой, каждый чувствует плечо товарища, видит глаза друга. В круг входят по доброй воле.
  2. Традиция доброго отношения друг к другу.
  3. Ритуал зажжения свечи: «первую свечу зажигаем для себя, чтобы у нас все было хорошо. Вторую – за дорогих и близких людей, пусть и у них все будет в порядке. Третью свечу – за всех, разделивших с нами круг. Четвертую – за тех, кого нет с нами».
  4. Традиция ведущего. Ведет вечерний огонек дежурный командир или лидер дня. В младших отряда чаще вожатый.
  5. Традиция доброго отношения к песне. Песня поется в кругу, ее нельзя прерывать, она всегда поется до конца.
  6. Традиция легенд. Легенды рассказываются разные: «О любви», «О дружбе», «О верности», «О гордости» и т.д.
  7. Традиция сюрпризов. Сюрприз может быть как материальным, так и духовным, но обязательно для каждого.
  8. Выбор «человека дня». В конце огонька тайным голосованием или открытым обсуждением выбирается «человек дня», т.е. тот, что был сегодня лучшим в отряде. Ему вручается отличительный знак, он может заказать себе песню и пр.

Тип огонька определяется задачами, стоящими перед группой:

  • Огонек-знакомство
  • Огонек-анализ дела
  • Огонек – анализ дня
  • Огонек – откровенный разговор
  • Тематический огонек
  • Огонек прощания.
  • Свечка-конфликт
  • Диагностика климата и состояния членов группы
  • Сюрприз

Свечки-знакомство:

  • Величественное имя. Известно, что на Руси имя человека значило гораздо больше, чем обычное прозвание. Согласно представлению наших предков, для того чтобы родился человек, в тело женщины должна было вернуться душа одного из умерших сородичей. Путем гадания определяли, чья душа вернулась, и ребенку давали такое же имя. Имя и душа неразрывно связаны. И на протяжении всей жизни человека ведут некие силы, которые заложены в первом звуке его имени. Эти силы помогают преодолевать трудности и распознавать источники радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста. Но в то же время имя может быть и источником опасности, ибо в первом звуке его имени сокрыты также и те силы, которые при неумелом обращении с ними, а, порой, и невнимании к ним, могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание к ним позволяет приобрести особенную силу.

Дорогие друзья, давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Что нас ведет по жизни? Что, наоборот, мешает нам реализоваться? Пожалуйста, у вас есть время, чтобы понять смысл, скрытый в первой букве вашего имени (3 минуты). Спасибо вам дорогие друзья, за искренность. Имя – это не просто сочетание букв, в нем каждый звук находится на своем особом месте, ибо они образуют нечто целое, неповторимое и ценное. Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени (3 минуты). Форма: «Я- … Я – носитель гордого и светлого имени. Его мне дали при рождении, наградив меня… Воистину, я – обладатель величественного имени!» Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали, играя со своим именем? Что нового вы узнали о себе и о других благодаря этим играм?

  • Что в имени моем? Что означает ваше имя? Назвали ли вас в честь кого-либо из родственников? Есть ли у вас прозвище, нравится ли оно вам? Как вы хотите, чтобы вас называли?
  • Спички. В шапку (панамку, кепку) высыпается несколько коробков спичек. Каждому предлагается взять сколько спичек, сколько он хочет. Затем дается задание сказать столько предложений о себе, сколько было вытянуто спичек.
  • Расскажи мне о себе. Первая свечка. Задача: углубить знакомства ребят друг с другом, сформировать доброжелательное отношение к каждому члену отряда.
  • Рассказываем легенды. Каждому участнику необходимо придумать и рассказать легенду о себе (себя можно представить в любом образе: от мифического героя до маленького облачка, странствующего по просторам вселенной).
  • Имя-кредо. Каждый участник пробует сформулировать собственное жизненное кредо (жизненный девиз) и прокомментировать его.
  • Любимая игрушка. Рассказать о себе от лица своей любимой игрушки
  • Вариант: рассказать о себе как об игрушке.
  • Личный герб - вариация «Имя-кредо»: Детям выдается лист бумаги в форме классического герба и предлагается создать свой личный герб. Верхняя его часть разделена на две. Левая половина посвящена прошлому: «Мои главные достижения», правая часть – будущему: «Мои главные цели в жизни». В нижней части отражается «Девиз моей жизни».

Свечка – анализ дела (дня)

Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения, качества подготовки к делу, качества организации; причины того, что не получилось; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

По содержанию:

  1. Что нового, полезного вы открыли для себя?
  2. Полностью ли вы использовали все имеющиеся ресурсы?
  3. Какая проблема, тема привлекла особо ваше внимание?
  4. Над какими качествами своего характера (поведения) проведенное дело побудило вас задуматься?
  5. Помогло ли вам это дело стать лучше?
  6. Помогло ли это стать лучше нашей группе?
  7. Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг от друге?
  8. Как выглядел наш отряд на фоне других?
  9. С какими отрядами удалось подружиться?
  10. Какие отряды вы узнали лучше? И т.п.

По организации:

  1. Чем отличалась подготовка к делу, как смогли организоваться члены отряда при подготовке и организации дела?
  2. Какие организационные навыки, умения вы приобрели при подготовке дела и его приведении?
  3. Каково значение этого дела для отряда, его членов, для окружающих?
  4. Как необходимо организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем?
  • Ниточка. Перед началом огонька вожатый предлагает взять ниточку. Кусочки разноцветных ниток длинной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с ним. Во время обсуждения дня (по схеме: что получилось; что не получилось; что надо сделать, чтобы было лучше) каждый ребенок, высказывая свою мысль, наматывает ниточку на палец. Когда ниточка намотана, выступление прекращается.

Свечка – откровенный разговор

  • Комната. Закройте глаза, представьте, что мы – одна комната, что каждый из нас, какая-то ее часть. Вообразите себя предметом мебели, обстановки, аксессуаром, который бы отражал ваше сейчас состояние. Прочувствуйте этот образ, вживитесь в него. Откройте глаза. Поделитесь, расскажите, чем, кем, вы сейчас были, почему.
  • Пещера. (То же, что и комната) Закройте глаза. Представьте, что мы находимся в пещере, где не ступала нога человека. Попробуйте почувствовать, какая в ней температура, освещение, обстановка, что в ней сейчас происходит и происходит ли. Вообразите себя частью этой пещеры, каким-то предметом, который отражает ваше сиюминутное состояние.
  • Любимое место. (Релаксация) Садитесь или ложитесь поудобнее, закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха. Вспомните момент, когда вы ощущали состояние полной удовлетворенности. Вспомните, как вы тогда ощущали себя? Как двигались? Как дышали? Есть ли какая-нибудь поза, соответствующая этому состоянию? Примите эту позу и сделайте три глубоких вдоха и выдоха, представив свое дыхание как три огромных волны, на гребне которых вы находитесь и которые уносят вас глубоко в ваш внутренний мир.

Теперь в ваших фантазиях идите в то место, где вы чувствуете себя лучше всего, где нет проблем, напряжения, а все окружающее радует глаз. Это может быть место, которое вы знаете, или место, существующее только в вашей фантазии. Когда вы окажитесь там, осмотритесь: какие цвета вокруг, какие формы имеют окружающие вас вещи, тепло здесь или холодно, как вы здесь дышите? Какие звуки вы слышите, что можете потрогать? Хочется ли вам походить, посидеть или полежать в этом месте? Вам понравилось бы что-то делать здесь или вы просто наслаждаетесь атмосферой этого места? Осваивайтесь здесь, испробуйте все возможности, какие вам дает это место (1 минута). Вдруг вы замечаете лежащий на видном месте подарок. Этот подарок для вас. Подойдите ближе, потрогайте его, рассмотрите со всех сторон. Исследуйте его, подумайте, что вы сможете с ним сделать. Потратьте часть времени на то. Чтобы сжиться с ним, полюбить его (1 минута). Если вы готовы вернуться, снова три раза сделайте глубокие вдох и выдох и попрощайтесь со своим местом, запомните его, чтобы вам всегда было легко сюда вернуться. Сохраните в себе впечатления от подарка. Потянитесь и откройте глаза. Вы снова оказались среди нас. Поделитесь, расскажите, где вы сейчас побывали, что делали, как нашли свой подарок. Эти рассказы укрепляют доверие между членами группы и делают последующие шаги в совместной работе более интересными и продуктивными.

  • Проблемная свечка «Вечные вопросы» (Свечка-ромашка). На маленьких листочках пишутся вопросы, касающиеся смысла жизни, любви, счастья, дружбы, жизни, смерти, добра, зла и пр. (другой вариант - пишутся пословицы). Эти листочки раскладываются вокруг свечей в центре общего круга надписями вниз. По очереди участники вытягивают любую бумажку и по желанию отвечают на содержащийся в ней вопрос (комментируют пословицу). Остальные внимательно слушают, а затем, когда человек высказался, могут задавать ему вопросы.
  • Добровольцы. По желанию выходит человек и садится в центр круга, остальные задают ему любые вопросы, на которые человек должен отвечать искренне или вообще не отвечать.
  • Подвал. Нас всех заперли в темном, мокром, затхлом подвале, но у каждого есть возможность взять с собой любую вещь… Вот раздаются шаги за дверью...
  • Черный и белый стул. Отряд садится полукругом, в центре ставится стул. Черный он или белый выбор делает ребенок перед тем как сесть на него. Черный – отряд говорит о недостатках, слабостях, промахах и пр. Белый – говорят достоинствах, сильных сторонах характера и пр. («Золотой стул» - процедура аналогичная белому стулу).
  • Моя жизнь Цель: актуализация проблемы доверие/недоверие, эмпатии. Содержание: Все садятся вокруг стула, на котором стоит горящая свеча. Свет потушен. Ведущий: «Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечку. Вы сядете и поднимите свечу на уровень своих глаз. Вы будете смотреть только на нее, а не на группу. Вам будут задавать вопросы – о вас. На этот стул может сесть каждый – каждый из тех, кто возьмет на себя обязательство отвечать на любой вопрос максимально откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что на любой вопрос ответите искренне, вам не нужно выходить и садиться на этот стул». Ведущему очень важно создать вдумчивую, немного таинственную обстановку, где неуместны пустые развлечения. Стоит подсказать группе, что задавать вопросы надо не случайные, а исповедные, типа: Когда ты последний раз плакал? Из-за чего ты злишься? Кто нравится тебе здесь? При каких обстоятельствах ты не можешь быть счастлив? «Исповедь» каждого, как правило, заканчивается вопросом: «Что мы о тебе не знаем? Какова тайна твоей жизни?»

Обсуждение: Какие чувства возникали во время ответов на вопросы? Какие были трудности? Какие чувства возникали, когда вы сами задавали вопросы?

  • Вопрос на листочках. Каждый пишет на листочках вопросы, которые волнуют их больше всего в данный момент.
  • Конверт откровений. Накануне огонька вожатый просит ребят написать на листке волнующие их вопросы о жизни отряда. Желательно, чтобы вопросы были обращены ко всем членам отряда, а не к кому-то конкретно.

Ребята передают друг другу конверт, как эстафетную палочку. Получив его, выражает отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, ребенок читает его, высказывает свое мнение по этому поводу, предлагает ответить другим. Свечка прощания, заключительная свечка (обратная связь)

  • Круг пожеланий. Каждому ребенку выдается лист бумаги (блокнот, ½ тетради), на котором он пишет свое имя. После этого листы передаются по часовой стрелке, и дети пишут пожелания, отзывы, впечатления о том человеке, кому принадлежит этот листок.
  • Клубочек. Участники садятся в круг. Ведущий, держа один конец нитки, бросает клубочек кому-либо из участников, объясняя, почему он бросил клубочек именно этому человеку. И так далее. Получившаяся паутинка поднимается над полом, затем опускается обратно, разрезается на части, по числу участников и каждому достается «кусочек» общей сети отношений.
  • Волшебные шняжки (ожерелье пожеланий)* Материал: кусочки ниток 35 см (по количеству детей в отряде) и 7-10 см (чем больше, тем лучше). Каждому ребенку выдается длинная веревочка – он связывает и одевает ее на шею – она символизирует нить ожерелья. Маленьких ниток ребенок берет столько, сколько хочет. Они символизируют пожелания, отзывы, впечатления и пр.
  • Расскажи мне обо мне Задача – подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива.
  • Чемодан в дорогу. Ведущий: «Наша смена подходит к концу. Мы, конечно, будем встречаться, но не будем больше собираться здесь всем нашим отрядом. Мы провели здесь много времени и многое узнали друг о друге. Сейчас мы для каждого из нас соберем «чемодан» - соберем качества и особенности, которые проявлялись за смену. Каждый из нас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие качества им нравятся в этом человеке, а какие следовало бы изменить, и будем записывать их на листе. Кто хочет выйти первым?» *Вариант: никто не выходит, а участники, которым собирают чемодан, просто разворачиваются спиной в круг, а остальные на маленьких листочках пишут сильные качества и то, что хотелось бы, чтобы было изменено.
  • Футболка. Процедура следующая: дети кидают друг другу мяч, говоря: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано» (можно добавить еще цвет, аксессуары и пр.). *Вариант: дарим друг другу значки с надписями.
  • Подарок. По кругу передается воображаемый подарок и каждый человек преобразует его добавляя что-либо от себя.

Заключение

3300561472 ced08bdf73m.jpg

Педагогическая задача "свечки": научить детей осмыслению собственных поступков, воспитать культуру общения.

Свечка - самая романтическая и привлекательная форма коллективного общения, которая позволяет каждому участнику:

  • высказаться;
  • понять другого;
  • проанализировать прошедший день, дело или ситуацию;
  • раскрыть себя со стороны;
  • слушать, а главное слышать.

Роль взрослого:

  • видеть и слышать каждого;
  • заранее позаботиться о живом огне, поместить его в центр круга;
  • тщательно продумать форму проведения свечки;
  • создать эмоциональный настрой;
  • следить за поддержанием живого огня, за выражением своего лица, интонацией;
  • периодически забывать о наличии собственного мнения.

Помните о своей двоякой роли: вы равноправный член коллектива, вы смотрите на всё со стороны, вы единственный человек, знающий когда закончить. Тема свечки должна быть актуальна! Основная задача участника: активно принимать участие в обсуждении. Условие выполнения: каждый может высказать всё, что желает, не перебивая остальных.






Смотри также...

123.gif
  1. Медитативные тексты для свечки
  2. Рефлексия
  3. Модель беседы с детьми, Метод квадрантов
  4. Три погружения
  5. Огонек моей души
  6. Дерево достижений
  7. Камушек в ботинке
  8. Путь к вершине
  9. Легенды на свечке
  10. Разговор у свечи
  11. Эффективное слушание
  12. Дискуссии в группах
  13. Мониторинг отрядной работы
  14. Методики проведения самоанализа
  15. Методы проведения рефлексии в младшем отряде
  16. Игры на рефлексию
  17. Формы вечернего сбора отряда
  18. Как провести беседу
  19. Игра "Пристанище для души"
  20. Игры, помогающие подвести итоги
  21. Пример проведения Свечки