Весело и с пользой

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
PICT5345m.jpg

Развивающие игры для малышей

Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.

Игры несложны, их можно применять на занятиях, в свободной деятельности, в помещении или на улице. Элемент соревнования в играх можно использовать только для детей с адекватной самооценкой.


СТРЕЛКА

Цель

Развитие памяти, мышления, восприятия.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят в кругу. У каждого на одежде закреплен цветной кружок (диаметр около 5 см) — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку (вытянутая в сторону рука). Дети все вместе произносят слова, под которые вращается «стрелка»:

Стрелка, стрелка, покружись,
Всем кружочкам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!

На последнем слове «стрелка» останавливается и называет цвет кружочка, на который она указывает. Ведущий задает вопросы, например: «Какие овощи и фрукты оранжевого цвета вы знаете? Какие цветы не бывают синего цвета? Что бывает желтым?» и т.д. Правильно ответивший ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек.


ДВА КРУГА

Цель

Развитие внимания, логического мышления, быстроты реакции, активизация словарного запаса.

ХОД ИГРЫ

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3—4 человека). Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем сладкое». Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («...с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.


ВРЕМЕНА ГОДА

Цель

Развитие восприятия, внимания, мыслительных процессов.

ХОД ИГРЫ

На фланелеграфе находятся 4 картинки с изображением времен года, на столах — маленькие картинки для фланелеграфа, которые символизируют определенное время года (санки, лодочка, ягоды, улетающие птицы и т.п.). Должно быть не менее 6 картинок к каждому времени года. Игру можно проводить либо с 4 детьми, либо со всей группой, разделив ее на четыре подгруппы. Дети закрепляют картинки-символы вокруг больших картинок. Предварительно обговаривается, какое время года кому достанется. Выигрывает тот ребенок или та подгруппа, которые быстро и правильно подберут все картинки.


ШЕПОТ-ШЕПОТОК

Цель

Развитие слухового внимания, групповой сплоченности.

ХОД ИГРЫ

Из подгруппы детей с помощью считалки выбирается водящий. Он отходит на некоторое расстояние от детей. Дети с ведущим тихонько договариваются, какое слово они сейчас будут все вместе произносить шепотом. Ведущий следит за тем, чтобы все дети одновременно произносили загаданное слово. Если водящий не угадывает слово, то уже только один ребенок шепотом повторяет это слово. Игра продолжается с другим водящим.


ФАНТАЗЕРЫ

Цель

Развитие внимания, образного мышления, быстроты реакции.

ХОД ИГРЫ

Под веселую музыку дети двигаются, изображая клоунов. На сигнал «Стоп!» музыка затихает, дети останавливаются. Ведущий надевает кому-либо из детей шапку фантазера — бумажный колпак и спрашивает: «Чего на свете не бывает?» Ребенок должен быстро ответить, например: «Лающей кошки», «Синего апельсина» и т.п. Правильно и быстро ответивший ребенок получает «медаль». Ребенок, получивший больше всех медалей, награждается игрушкой из «киндер-сюрприза».


БУСИНКИ

Цель

Развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.

ХОД ИГРЫ

На головах у детей шапочки с изображением бусинки красного, желтого или зеленого цвета (количество цветов зависит от уровня развития и возраста детей). Ведущий собирает бусинки на «ниточку», ритмично чередуя цвета, например: зеленый, зеленый, красный, красный, желтый, желтый и т.д. Ребенок-водящий смотрит и запоминает порядок расположения бусинок. Потом бусинки приходят в движение (разрываются). По сигналу ведущего «Стоп!» — останавливаются. Водящий должен «собрать бусы на ниточку» так, как они были расположены первоначально. Если собрал правильно, выбирается другой водящий и игра продолжается.


В ЛЕС ПО ЯГОДЫ ПОЙДЕМ

Цель

Развитие внимания, памяти, мышления, закрепление знаний о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят в кругу.

Ведущий говорит: «Мы сейчас с вами находимся в лесу. Будем собирать грибы и ягоды, но будьте внимательны, ядовитые грибы не берите. Я буду называть грибы и ягоды, если назову съедобные, вы говорите: «Берем!», а если несъедобные, вы должны молчать». Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.


ОТЫЩИ СВОЮ САЛФЕТКУ

Цель

Развитие восприятия, внимания, мыслительных способностей детей.

ХОД ИГРЫ

На столах лежат бумажные салфетки с вырезанными узорами простой формы. У детей — листочки со схематичным изображением тех же салфеток, сложенных вдвое. Дети должны по чертежу найти свою салфетку. Усложнение: дети отыскивают салфетку по чертежу, сложенному вчетверо.


ОБГОНЯЛКИ

Цель

Развитие мыслительных способностей детей, внимания, сосредоточенности.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят в кругу, у каждого есть флажок. Ведущий загадывает какой-либо предмет или животное. Например: «Живет в лесу, грызет кору, прыгает ловко...» Кто быстрее догадается, что загадано, поднимает флажок и отвечает. Если ответ дан неправильно, ведущий продолжает описание. Ребенок, угадавший предмет или животное с первой попытки, получает красную фишку, со второй — желтую, с третьей — зеленую. Победители получают призы.


Жужжалки, толкалки и круглый ушастик

Иногда у детей (и у взрослых тоже) бывает такое состояние, когда хочется, чтобы тебя оставили в покое. Побыв некоторое время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние и быстрее включаются в обычную жизнь группы. Некоторые устают просто оттого, что долгое время находятся в обществе сверстников.

Предложив ребенку побыть одному или в обществе 2–3 детей, близких ему по духу, взрослый дает ребенку понять, что его чувства, состояние не безразличны окружающим. Для этой цели в каждой группе желательно иметь уголки уединения, где ребенок может находиться один или с кем-то из друзей. Это может быть просто уголок, отделенный ширмой от общего пространства, или что-то пооригинальнее (все зависит от желания, фантазии и возможностей педагога). Там можно поставить детскую мягкую мебель, столик, положить мягкие игрушки, книги, конструктор. Лучше, если этот уголок оборудован в том месте, где не очень шумно (например, в спальне), но все должно быть в поле зрения педагога.

Уменьшить, снять негативное состояние детей можно через игру и позитивное движение. Это всевозможные толкалки, стучалки, манипуляции с воображаемым мокрым бельем (полощем, отжимаем, встряхиваем), рубка дров и т.п.

В каждой младшей возрастной группе есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения: одни излишне конфликтны, другие очень обидчивы, третьи просто агрессивны.

Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

В работе с детьми широко используются игры и упражнения, снимающие психоэмоциональное напряжение. В комнате игровой психотерапии ребенок, которому грустно, может просто посидеть (полежать) на диване в обнимку со своей любимой игрушкой. Для выражения чувства злости есть предметы для битья — подушки, которые можно колотить руками, пинать ногами, подбрасывать. Можно построить башню из поролоновых кубов с последующим ее разрушением.

В уголке рисования ребенок сможет снять негативное состояние с помощью рисунков, раскрашивания. Любимое занятие детей в игровой — это игры с водой и песком. В теплой воде дети с удовольствием перебирают морские камешки, ракушки разного размера и цвета, просто копошатся руками в песке, переливают воду. Это отлично снимает напряжение, успокаивает.

Рекомендуемые ниже игры и упражнения помогают детям снимать негативные состояния. Всякого рода жужжалки, рычалки, пыхтелки также снимают отрицательные эмоции. Когда дети отдыхают, лежа на ковре и закрыв глаза, можно погладить их какой-то пушистой, приятной на ощупь игрушкой (зайка гладит хвостиком, белочка ушком и т.п.) по открытым частям тела — рукам, ногам, лицу. Это дополнительно снимает напряжение и очень нравится детям.


КРУГЛЫЙ УШАСТИК

Наклеить на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто-то обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом снимается негативное состояние.


ЛАСКОВЫЕ ЛАДОШКИ

Дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.


ВЬЮНОК

Упражнение выполняется в парах. Один из детей, легко перебирая пальчиками рук, «поднимается» по спине другого ребенка снизу вверх (вьюнок растет, тянется вверх). Упражнение снимает напряжение, успокаивает ребенка. Примечание: перед выполнением этого и предыдущего упражнений необходимо обратить внимание детей на то, как надо гладить, как прикасаться пальчиками (показать, как именно это надо делать).


ПЕТУШКИ

Дети выталкивают друг друга из круга диаметром 60–70 см, прыгая на одной ноге, заложив руки за спину (старшие дети), дети помладше могут прыгать на двух ногах, также заложив руки за спину. При выполнении этого упражнения для создания доброжелательного фона можно привлекать спокойных детей.


ПЕРЕМАТЫВАНИЕ КЛУБОЧКОВ

Два клубочка разного цвета диаметром примерно 5 см, закрепленных так, чтобы нитки не разматывались, соединены между собой толстой ниткой пряжи длиной 1–1,5 м. Ребенок перематывает нитку с одного клубочка на другой. Можно иметь несколько таких наборов: наматываемая нить может быть разного цвета, длины и толщины. Упражнение прекрасно снимает напряжение и развивает мелкую моторику.


ХЛОПАЙ — ТОПАЙ

Предложить одному или нескольким детям, испытывающим психоэмоциональное напряжение или чувство злости, выполнить простые движения — потопать ногами, похлопать в ладоши так сильно, как кому нравится. Выполнять упражнение нужно в специально отведенном для этого уголке.


РАЗРУШИТЕЛИ

Вместе с детьми собрать крепость (башню, стену) из картонных кубиков (кубиками могут быть склеенные и покрашенные коробочки из-под продуктов, парфюмерии). Потом дети разрушают эту крепость, бросая в нее мячи. Упражнение выполняют до тех пор, пока есть желание строить и разрушать.


СЕКРЕТИКИ

Сшить небольшие мешочки (примерно 10 ґ 15 см) одной расцветки. Насыпать в них различную крупу (набивать не туго) — манку, рис, горох, фасоль, гречку и т.п. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же такое находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.


РВАНАЯ БУМАГА

Дети разрывают на мелкие кусочки бумагу (старые газеты, другую ненужную бумагу), складывают все это в большую кучу. Потом можно этой бумагой посыпать друг друга, подбрасывать ее вверх. Предварительно нужно договориться с детьми, что после разбрасывания все вместе будем собирать кусочки бумаги и мыть руки.


МЕСИМ ТЕСТО

Манипуляции с тестом отлично снимают психоэмоциональное напряжение, развивают моторику. Дети просто мнут его в руках, месят, по желанию могут лепить из него различные фигурки. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоем или поодиночке. Рецепт приготовления теста: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан подкрашенной пищевым красителем воды, 2 столовые ложки растительного масла. Такое тесто можно долгое время хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Если оно подсохнет, нужно добавить немного воды и хорошо его размять.


ПУШИСТЫЕ РИСУНКИ

Кусок искусственного меха (не очень короткого и густого) наклеить на плотную основу — картон, фанеру. Ребенок пальцем рисует различные предметы на меху. Это упражнение успокаивает ребенка, снимает напряжение.


МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Дети становятся мыльными пузырями. Под слова ведущего, имитирующего выдувание мыльных пузырей, дети выполняют различные движения.

Осторожно — пузыри!
Ой, какие!
Ой, смотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят! И лопаются!

Мыльные пузыри лопаются (хлопок в ладоши). Дети падают на ковер, расслабляются, некоторое время отдыхают. Упражнение повторяется.


МИШКИ

Дети изображают медведей, выполняют различные движения.

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли мишки погулять.
Раз, два, три!
Ну-ка! Порычи!

После слов ведущего медведи дружно рычат, так, как им этого хочется.


МАЙСКИЕ ЖУКИ

Дети — майские жуки. Они летают, жужжат под слова ведущего.

На полянке, у реки,
Летают майские жуки.
Падают, устали!
На спинке полежали.
Ножками болтают.
Затихли. Отдыхают.

Жуки ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают под звуковой фон на лесной полянке. Упражнение можно повторить 2–3 раза в зависимости от желания детей.