Занятие для подростков "Что такое конфликт"
Цели и задачи: познакомить детей с общими представлениями о конфликтах, их видах, причинах возникновения и возможных способах их разрешения; развить воображение, устную речь, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Время проведения: 45–55 минут.
Место проведения: обычное помещение.
Возраст участников: 11–13 лет.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Участники приветствуют друг друга и психолога. «Заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий» — называется какая-либо буква алфавита, и каждый участник называет пожелание на эту букву своим одногруппникам и психологу.
Ведущий. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком понятии, как конфликт. У каждого из вас в жизни случались те или иные конфликтные ситуации. Как вы думаете, что такое конфликт? (Участники высказывают свои предположения.)
Каждый по-своему объясняет, что это. Вот одно из объяснений, что такое конфликт: это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека.
Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни — в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Как, по-вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? Почему? (Ответы ребят.)
Ребята, в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуации, отношений.
Я хочу вам прочитать басню И.А. Крылова, а вы внимательно слушайте (см. приложение 2).
Как вы думаете, в этой басне есть конфликт? Как бы вы назвали этот конфликт? (Ответы ребят.)
Этот вид конфликта называют межличностным, то есть он возник между отдельными личностями в данной басне — раком, лебедем и щукой. Как, по-вашему, можно было бы разрешить этот спор и можно ли вообще его разрешить? (Ответы ребят.)
Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:
• Конкуренция — человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.
• Избегание — когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.
• Приспособление — человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.
• Сотрудничество — человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.
• Компромисс — партнеры по общению сходятся на «золотой середине», то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров. Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в басне «Лебедь, рак и щука»? (Ответы ребят.)
Послушайте басню «Змея» (см. приложение 3). Как вы думаете, есть ли здесь конфликт? Между кем и кем? Как можно назвать этот конфликт? (Ответы ребят.)
В этой басне змея конфликтует сама с собой. Этот вид конфликта называется внутриличностным, то есть идет борьба внутри самой личности.
Ребята, с какими конфликтами вы познакомились на сегодняшнем занятии? (Ответы ребят.)
Мы с вами убедились, что в разных ситуациях мы реагируем по-разному, но и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково. Для разрешения конфликта необходимо учитывать интересы и поведение партнера по общению.
Для хорошего усвоения можно проиграть ситуации: поделить группу на 3–4 команды и дать каждой одну конфликтную ситуацию, которую необходимо разыграть; остальные команды должны угадать, к какому виду относится конфликт и какой способ разрешения показала команда (см. приложение 1).
Ведущий. Молодцы! Хорошо поработали!
Обязательно в конце занятия необходимо поблагодарить ребят за активную работу. Каждый участник должен поделиться своими мыслями и ответить на вопросы психолога:
Что нового он узнал о конфликтах?
К каким способам разрешения конфликта он чаще прибегает?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примеры конфликтных ситуаций
1. Вы решили задачу, но не уверены в правильности решения. Результаты можно будет узнать только через неделю.
2. Вы с другом нашли щенка, и каждый хочет взять его себе.
3. На рынке вы купили бракованный товар. Брак вы заметили только дома. Когда вы пришли менять, вам отказали.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Басня «Лебедь, Рак и Щука»
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам; Да только воз и ныне там.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Басня «Змея»
Змея Юпитера просила, Чтоб голос дать ей соловья. «А то уж, — говорит, — мне жизнь моя постыла. Куда ни покажуся я, То все меня дичатся, Кто послабей; А кто меня сильней, Дай бог от тех живой убраться. Нет, жизни этакой я боле не снесу; А если б соловьем запела я в лесу, То, возбудя бы удивленье, Снискала бы любовь и, может быть, почтенье. И стала бы душой веселых я бесед». Исполнил Юпитер Змеи прошенье; Шипенья гнусного пропал у ней и след. На дерево вползя, Змея на нем засела, Прекрасным соловьем Змея моя запела, И стая было птиц отвсюду к ней подсела; Но, воззряся в певца, все с дерева дождем. Кому понравится такой прием? «Ужли вам голос мой противен?» — В досаде говорит Змея. «Нет, — отвечал скворец, — он звучен, дивен, Поешь, конечно, ты, не хуже соловья; Но, признаюсь, в нас сердце задрожало, Когда увидели твое мы жало. Нам страшно вместе быть с тобой. Итак, скажу тебе, не для досады: Твоих мы песен слушать рады — Да только ты от нас подале пой».