Занятие для подростков "Что такое конфликт"

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
Asdf72m.jpg

Цели и задачи: познакомить детей с общими представлениями о конфликтах, их видах, причинах возникновения и возможных способах их разрешения; развить воображение, устную речь, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Время проведения: 45–55 минут.

Место проведения: обычное помещение.

Возраст участников: 11–13 лет.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие

Участники приветствуют друг друга и психолога. «Заполняют» устно «Азбуку добрых слов и пожеланий» — называется какая-либо буква алфавита, и каждый участник называет пожелание на эту букву своим одногруппникам и психологу.

Ведущий. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о таком понятии, как конфликт. У каждого из вас в жизни случались те или иные конфликтные ситуации. Как вы думаете, что такое конфликт? (Участники высказывают свои предположения.)

Каждый по-своему объясняет, что это. Вот одно из объяснений, что такое конфликт: это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей, потребностей одного человека.

Вообще конфликты очень часто встречаются в нашей жизни — в семье, в школе. Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например, в очереди, в транспорте. Как, по-вашему, нужны ли в нашем обществе конфликты? Почему? (Ответы ребят.)

Ребята, в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны. Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуации, отношений.

Я хочу вам прочитать басню И.А. Крылова, а вы внимательно слушайте (см. приложение 2).

Как вы думаете, в этой басне есть конфликт? Как бы вы назвали этот конфликт? (Ответы ребят.)

Этот вид конфликта называют межличностным, то есть он возник между отдельными личностями в данной басне — раком, лебедем и щукой. Как, по-вашему, можно было бы разрешить этот спор и можно ли вообще его разрешить? (Ответы ребят.)

Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:

• Конкуренция — человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.

• Избегание — когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.

• Приспособление — человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

• Сотрудничество — человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

• Компромисс — партнеры по общению сходятся на «золотой середине», то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров. Как вы думаете, какой стиль разрешения конфликта в басне «Лебедь, рак и щука»? (Ответы ребят.)

Послушайте басню «Змея» (см. приложение 3). Как вы думаете, есть ли здесь конфликт? Между кем и кем? Как можно назвать этот конфликт? (Ответы ребят.)

В этой басне змея конфликтует сама с собой. Этот вид конфликта называется внутриличностным, то есть идет борьба внутри самой личности.

Ребята, с какими конфликтами вы познакомились на сегодняшнем занятии? (Ответы ребят.)

Мы с вами убедились, что в разных ситуациях мы реагируем по-разному, но и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково. Для разрешения конфликта необходимо учитывать интересы и поведение партнера по общению.

Для хорошего усвоения можно проиграть ситуации: поделить группу на 3–4 команды и дать каждой одну конфликтную ситуацию, которую необходимо разыграть; остальные команды должны угадать, к какому виду относится конфликт и какой способ разрешения показала команда (см. приложение 1).

Ведущий. Молодцы! Хорошо поработали!

Обязательно в конце занятия необходимо поблагодарить ребят за активную работу. Каждый участник должен поделиться своими мыслями и ответить на вопросы психолога:

Что нового он узнал о конфликтах?

К каким способам разрешения конфликта он чаще прибегает?




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры конфликтных ситуаций

1. Вы решили задачу, но не уверены в правильности решения. Результаты можно будет узнать только через неделю.

2. Вы с другом нашли щенка, и каждый хочет взять его себе.

3. На рынке вы купили бракованный товар. Брак вы заметили только дома. Когда вы пришли менять, вам отказали.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Басня «Лебедь, Рак и Щука»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Басня «Змея»

Змея Юпитера просила, 
Чтоб голос дать ей соловья. 
«А то уж, — говорит, — мне жизнь моя постыла. 
Куда ни покажуся я, 
То все меня дичатся, 
Кто послабей; 
А кто меня сильней, 
Дай бог от тех живой убраться. 
Нет, жизни этакой я боле не снесу; 
А если б соловьем запела я в лесу, 
То, возбудя бы удивленье, 
Снискала бы любовь и, может быть, почтенье. 
И стала бы душой веселых я бесед». 
Исполнил Юпитер Змеи прошенье; 
Шипенья гнусного пропал у ней и след. 
На дерево вползя, Змея на нем засела, 
Прекрасным соловьем Змея моя запела, 
И стая было птиц отвсюду к ней подсела; 
Но, воззряся в певца, все с дерева дождем.
Кому понравится такой прием? 
«Ужли вам голос мой противен?» — 
В досаде говорит Змея. 
«Нет, — отвечал скворец, — он звучен, дивен, 
Поешь, конечно, ты, не хуже соловья; 
Но, признаюсь, в нас сердце задрожало, 
Когда увидели твое мы жало. 
Нам страшно вместе быть с тобой. 
Итак, скажу тебе, не для досады: 
Твоих мы песен слушать рады — 
Да только ты от нас подале пой».