Игры тренинговые (набор 36)

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
165m.jpg

Упражнение "Имя"

Для выполнения упражнения участникам предлагается на заранее подго­товленных листочках написать фамилии, имена и отчества присутствую­щих сотрудников. Те, кто не помнит фамилий, пишут лишь имена. После сбора листочков, руководитель проводит их экспресс-анализ. Поочередно поднимая листки он, сообщает количество фамилий, отчеств и имен, кото­рые запомнил автор записки. Он подчеркивает, что большинство людей на земле могут запомнить около 500 имен, а при небольшой тренировке - го­раздо больше и приглашает участников тренинга подумать, почему за время совместной работы некоторые из них так и не познакомились.


Ролевая игра "Представляю товарища"

Для проведения игры все участники разбиваются на пары и в течении 4-5 минут берут друг у друга интервью. После окончания интервью каждый представляет своего партнера группе. Задача выступающих - представить коллегу как можно ярче, как бы в новом свете, с неизвестной коллек­тиву стороны.


Упражнение "Камень за пазухой"

Участникам тренинга предлагается написать то, что им в себе не нравить­ся, что тревожит. Это может быть черта характера, вредные привычки, фо­бии или неприятный эпизод, вспоминая который участник испытывает стыд или чувство вины. После того как задание выполнено, каждый из участников кладет текст в конверт и заклеивает его. На заключительном этапе (или раньше, по желанию участника) предлагается вскрыть конверт и поделиться своими переживаниями. Данное упражнение служит индика­тором растущего доверия к группе. Так же оно может служить показате­лем в изменении смысловой сферы, т. к. на заключительном этапе тренин­га субъективная оценка данного события в жизни субъекта может принци­пиально измениться.


Упражнение "Кто Я"

Участникам предлагается: а) ответить в письменной форме на вопрос: "Кто Я?". Сделать это быстро и записать ответы в той последовательности, в какой они пришли в голову. Затем, б) ответить на тот же вопрос так, как по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши отец или мать; в) ваш начальник; г) ваши коллеги. Теперь необходимо сравнить четыре набора ответов и указать (в письменной форме):

  • в чём состоит сходство?
  • каковы различия?
  • Если есть различия, то как вы их можете объяснить себе? В какой мере вы ведете себя по разному с разными людьми? Какие роли при этом при­нимаете на себя?
  • Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных осо­бенностей этих других лиц, т. е. как их ожидания формируют те суждения о вас, которые вы им приписываете?
  • Укажите какие из 10 ответов вашей самохарактеристики касались: а)физических качеств; б) психологических качеств; в) социальных ролей.
  • Затем установите очерёдность, которую вы считаете целесообразной при перечислении этих трех групп качеств. Теперь попробуем разобраться в том, как на суждения о других людях влияет ваше отношение к ним. Взаимодействуя с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам либо не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внут­ренними качествами этих людей, а не с особенностями собственного вос­приятия.
  • Вспомните двух людей, к которым вы испытываете симпатию. Укажите пять качеств, которые вам в них нравятся.
  • Вспомните двух людей, которые вам совсем не нравятся. Запишите также по пять качеств, которые вам в них не нравятся.

Указав все эти качества, вы можете увидеть, в чем схожи двое людей, ко­торые вам нравятся и не нравятся. Сравнив сначала попарно, а затем все четыре набора качеств, определите что заставляет любить одних и ненавидеть других. Отметьте, что вас привлекает в других людях, а что отталки­вает. Попробуйте ответить на вопрос, что вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать и, напротив, что вы не делаете из того, что на самом деле хотелось?

  • Укажите три вещи (обязанности, занятия, развлечения и т. п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
  • Укажите три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в какой вы их делаете, или же вовсе не делать.
  • Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно А и делаете слиш­ком много Б.

Упражнение "Успокаивающее дыхание"

Обучаемым предлагается занять исходное положение стоя или сидя и сде­лать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и мысленно выдохнуть в него. Повторить этот приём четыре раза, после чего вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него. Эту процедуру повторить три раза. Затем, подобным же образом выдохнуть, к примеру, в квадрат. Повторить это два раза. После выполнения всех девяти процедур должно наступить успокоение.


Ролевая игра "Монета"

Для её проведения участники делятся на пары. Один из них играет роль "подстраивающегося", второй - роль "ускользающего". По команде веду­щего они одновременно раскрывают ладони с находящимися там монета­ми. Задача "подстраивающегося" - добиться, чтобы обращенные вверх стороны монет (орел или решка) обоих игроков совпали. Задача "ускользающего", напротив, не допустить такого совпадения. Выполняя роли, игроки записывают свои ходы и ходы партнера, анализируют их, стремясь предугадать последующие действия друг друга. Игра может длиться до определенного количества тактов, очков, или в течении определенного времени. Особое внимание ведущий обращает на организацию группового обсуждения складывающихся игровых ситуаций, степени и характера вовлеченности в них участников.


Упражнение "Мои добрые дела"

Расскажите один случай, после которого вы испытывали высокое чувство удовлетворения или гордости. Что это было: чувство общности, чувство независимости, превосходства, великодушие и т.д.? Сколько таких эпизо­дов вы можете вспомнить за последний месяц? Вспоминали ли вы о них раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Рассказывали ли вы об этом кому ни будь? Если да, то при каких обстоятельствах? Как другие люди реагировали на ваш рассказ? Как вы думаете, какие чувства вы у них вызвали: равнодушие, зависть, соперничество, понимание, эмпатию? Сталкиваетесь ли вы с тем, что другие люди делятся подобными рассказа­ми? Как вы сами на них реагируете, что при этом испытываете?


Упражнение "Мои сильные стороны"

Закройте глаза, расслабьтесь и вспомните свою жизнь. Теперь вспомните все свои значительные достижения, каждую большую и малую заслугу. Откажитесь от любых скромных, искажающих ваши достоинства замеча­ний. Обратите особое внимание на те события, которые без вашего уча­стия приняли бы совсем другой оборот. Не забудьте те поступки, которые кому-то, как вам кажется могут показаться легкими. Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах, - о том, что он ценит, любит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство собственной уверенности. Важно чтобы говорящий не брал "в кавычки" свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы говорил без "но" и "если". Че­ловек, который говорит о себе не обязан обосновывать свои слова, достаточно того, что он сам в этом уверен. Затем группа делится на 3-4 подгруппы и обсуждает, опираясь на свои сильные стороны, как сделать что-то действительно ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами. Затем все собираются вместе и делятся своими проектами.


Упражнение "Я глазами группы"

Каждый должен высказать свое мнение о том, каким человеком его видит группа в целом и отдельные участники. После этого, внимательно выслу­шав каждого, группа и отдельные участники вносят коррективы в сообще­ния. Затем участникам предлагается упражнение "девиз".


Упражнение "Девиз"

Каждый из участников группы должен сформулировать свой девиз или жизненное кредо. Затем написанные девизы сдаются ведущему. Он наугад достает девизы и предлагает обсудить, кому он принадлежит, и почему. Группа коллективно идентифицирует девизы. Когда работа закончена, вы­являются истинные авторы девизов и анализируется в чем группа заблуж­далась. Автор выступает в роли эксперта.


Упражнение "Множественность Я"

Перечислите свои желания, запишите все, что придет вам в голову. Когда у вас появится 20 пунктов, или вы почувствуете , что вы все записали, выберите из списка 5-6 самых существенных, на ваш взгляд. Проанализируйте окончательный список. Для каждого желания определите его носителя. Это как бы самостоятельная часть вашего я. Дайте ей название. Это может быть "совесть", "гордыня", "пороки", "слабость" и т.д. Теперь нарисуйте на отдельном листе бумаги круг (на всю страницу). Внутри него круг диаметром 1-3 см. Это центральная часть вашего Я. Окружающее кольцо разбейте на сегменты и разместите в них те субличности, которые выражают ваши желания. Напишите их названия. Сравните ваши желания с жизненными ценностями, которые вы составили в ходе других упражнений (нет ли здесь противоречия). Дайте возможность обнаруженным субличностям "пообщаться". Пусть каждая из них выскажет свои претензии или наоборот удовлетворение. Например: мне нравится; я обижен; я хотел бы; я надеюсь". Один из участников садится в центр круга, добровольцы должны играть его субличности. После этого предлагается какая либо ситуация. В этой ситуации участник должен принять решение. В это время его субличности начинают активно вмешиваться. Они льстят, угрожают, умоляют и прочее. Он должен обратится к одному из них, тем самым приглушить голоса других. В конце группа анализирует эффективность и целесообразность принятого решения. Сам участник объясняет, почему мнение именно этой субличности оказалось решающим в данной ситуации.


Упражнение "Отверженный"

У каждого человека есть те черты которые он хотел бы изменить. Один из участников должен выйти из комнаты. Все остальные участники должны сформулировать 5-7 причин, по которым данного человека можно "от­вергнуть". Например: груб, неряшлив, высокомерен и т.д. Секретарь записывает те причины, за которые высказалось большинство. Приглашается участник. Он должен сам назвать возможные причины его "отвержения". После этого ему вручается список причин. Он может задать любой вопрос, если есть необходимость.


Упражнение . "Выдыхание усталости"

Обучаемым рекомендуется лечь на спину, расслабиться, установить дыха­ние. Каждый из них должен как можно ярче представить, что во время вдоха сила наполняет легкие, а при выдохе она распространяется по всем порам организма. Такое дыхание в течении 1-2 минут поможет восстано­вить душевное равновесие.


Упражнение ."Побег"

Группа разбивается на пары. В каждой паре одному из участников отво­дится роль воина, попавшего в плен к противнику, а второму - роль освободителя. У обоих игроков имеется план помещения, где находятся "плен­ный", с несколькими опорными точками (изображение двери, окна, нар и т.п.). На плане так же отмечено 3-4 места, где на ночь можно сделать подкоп. "Пленный" будет спасен лишь в том случае, если партнеры, независимо друг от друга, будут "капать" в одном и том же месте. После разду­мий, используя навыки идентификации, пытаясь мысленно встать на пози­цию партнера, каждый из них отмечает на плане место для подкопа. Сли­чая решение партнеров в каждой паре, ведущий предлагает им поразмыслить о причинах успехов и неудач, находках и "ускользнувших" шансов, мотивирует их на поиск новых возможностей в развитии умения понимать другого человека.


Упражнение "Актеры - зрители"

Участники делятся на две группы: первая - актеры, вторая - зрители. Руко­водитель предлагает актерам темы инсценировок: 1) идти против ветра; туда, куда не хочется; так, чтобы кого-нибудь на разбудить; 2) идти с тем кто веселее всех; с тем, кто напоминает кого-нибудь из жизни знакомых; с самым симпатичным для тебя человеком в этой группе; с тем, кто вызывает настороженность; с тем, кого ты бы хотел изменить.

Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются следующие темы: мы куда-нибудь идем, и вдруг.....(встреча с неожиданностью) ...понимаем, что что-нибудь забыли; ...не хватает денег (не жетона для телефона); ...видим человека, который нам очень нравится; ...узнаем, что на чулке (рукаве и т.д.) дырка.

Во время обсуждения ответить на вопросы: Что помогает осознать, выра­зить чувства? Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?


Упражнение "Скульптура"

Необходимо распределиться на пары. Один партнер играет роль "скульп­тора", другой - "материала".

"Скульптору" надо "вылепить" любой предмет или игрушку. Он не имеет право давать команды "материалу", пользуется в работе только руками (наклоняет, поднимает, сгибает и т.д.). Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется. Во время обсуждения ответить на вопросы: Ка­ким "материалом" себя ощущал? Из какого "материала" слепил? Соответ­ствовало ли ощущение "материала" тому, как с ним обращался "скульп­тор" (например: "материал" ощущал себя пластилином, а с ним обраща­лись как с гранитом)? Какие чувства возникают, если "материал" и дейст­вия "скульптора" совпадают (не совпадают)? Как эти чувства влияют на взаимодействие?


Упражнение "Передай эмоцию"

Для его выполнения участники становятся в колонну. Последнему из них дается задание передать членам группы какую-либо эмоцию (радости, гнева, злости и т.п.). Когда участник будет готов, он кладет руку на плечо стоя­щего впереди игроку и, после того, как тот повернется, средствами мимики изображает указанную эмоцию. Второй игрок "считывает" эту эмоцию и аналогичным образом передает её следующему. В конце упражнения сравниваются эмоции, показанные первым и последним участника­ми. В процессе рефлексии ведущему желательно акцентировать внимание участников на двух моментах: во-первых, на том, что мы не все и не всегда способны правильно понять эмоциональное состояние находящихся ря­дом, и, во-вторых, на том, что сами мы нередко предстаем в глазах сослу­живцев совсем не такими, какими хотим и какими кажемся себе.


Упражнение "Мимика хорошего настроения"

В целях снятия психической напряженности рекомендуется следующее упражнение. Нужно как бы включить "внутреннее зеркало", внимательно посмотреть на свое лицо и избавиться от ненужных мышечных зажимов. При задержки дыхания, целесообразно слегка надувать щеки, делать гло­тательные движения. После вдох нужно провести рукой по лицу, как бы убирая остатки тревоги, раздражения. Затем - поднять уголки губ вверх, улыбнуться, почувствовать как приятные ощущения идут от уголков губ к ушам. Обучаемые проводят рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, следует сделать несколько наклонов и вращательных движений головой, слегка помассировать шею. Далее нужна слегка погладить мышцы от пле­ча к уху, потереть подушечками пальцев заушные бугры. Это позволит улучшить приток крови к голове и поможет снять нервное напряжение.


Упражнение "Мнения"

По просьбе ведущего обучаемые называют 1-2 положительных качества, присущие каждому из присутствующих. Это сразу создает необходимую доброжелательную атмосферу в группе. Упражнение может быть продол­жено и стать методом коррекции поведения людей и их самооценки. Для этого после пер­вой части и небольшого перерыва, участники социально-психологического тренинга называют по одному отрицательному качеству каждого из присутствующих. Чтобы избежать возможной напряженности и негативных последствий, предлагается характеристики оформлять метафорически - "человек - невидимка", "волк -одиночка", "кот Базилио" и т.п.


Упражнение "Мимика и жесты"

Участники разбиваются на две команды или пары. Одним из них ставится задача передать другой команде (партнеру) информацию или задание ( на­пример, переставить определенным образом мебель, нарисовать на доске геометрическую фигуру и т.п.).Для этого первой команде (партнеру) вру­чается письменный текст, который они и должны сообщить второй коман­де (партнеру). При этом, в зависимости от разрешенных ведущем средств передачи информации, упражнение может иметь четыре варианта: а) ин­формация передается только при помощи мимики; б) только при помощи жестов; в) только при помощи междометий; г) любыми неречевыми средствами. После выполнения указанного задания, сравнивается и обсуждает­ся то, насколько точно первая команда воспроизвела текст, насколько пра­вильно он был воспринят второй командой, какие приемы передачи ин­формации оказались эффективными, а какие нет, какие из них могут быть восприняты неоднозначно и почему.


Упражнение "Испорченный телефон"

Обучаемые делятся на две группы. Члены первой - выполняют роль теле­фонистов, передающих важное сообщение. Члены второй - эксперты. "Те­лефонисты", кроме одного, выходят из помещения. Ведущий, в присутствии экспертов, вручает первому "телефонисту" текст сообщения, подле­жащего передачи. Первый телефонист, уяснив задание, вызывает второго и передает ему сообщение и т.д.. Эксперты не только наблюдают, как на их глазах происходит искажение передаваемой информации, но и живо реагируют на ошибки "телефонистов", создавая им дополнительные "по­мехи". Сообщение, переданное ведущим, и то, которое огласил последний "телефонист", сравниваются. В процессе группового обсуждения речь идёт о важности и необходимости умения правильно принимать и передавать информацию, значение общего языка общения в подразделении.


Упражнение "Точки"

Обучаемые удобно садятся на стулья, кладут руки на колени, прижимая большие пальцы к указательным. Нужно хорошо зафиксировать место, где заканчивается складка кожи между указательным и большим пальцами. Здесь и расположена точка, массирование которой тонизирует, укрепляет здоровье, улучшает самочувствие. Ведущий рекомендует в течении нескольких минут вибрирующими движениями указательного пальца массировать указанные точки на обеих руках. При выполнении этого приема, палец как бы ввинчивается в точку, что вызывает в ней ощущение теплоты, жжения. После этого обучаемые вновь кладут руки на колени так, чтобы ладонью полностью охватить чашечку колена. При этом указа­тельный палец лежит на середине чашечки, а остальные пальцы прижаты друг к другу. Тогда безымянный палец будет прощупывать небольшое уг­лубление под выступом круглой кости, в нижней части подколенной ча­шечки. Обучаемые находят безымянными пальцами это углубление и лег­ко массируют его, испытывая легкую ломоту. Это точка цзу-сань-ли, "точ­ка долголетия", "точка от ста болезней". Её стимуляция позволяет повысить общий тонус, сохранять бодрость, поддерживать необходимую работоспособность.