Игры тренинговые (набор 36)
Упражнение "Имя"
Для выполнения упражнения участникам предлагается на заранее подготовленных листочках написать фамилии, имена и отчества присутствующих сотрудников. Те, кто не помнит фамилий, пишут лишь имена. После сбора листочков, руководитель проводит их экспресс-анализ. Поочередно поднимая листки он, сообщает количество фамилий, отчеств и имен, которые запомнил автор записки. Он подчеркивает, что большинство людей на земле могут запомнить около 500 имен, а при небольшой тренировке - гораздо больше и приглашает участников тренинга подумать, почему за время совместной работы некоторые из них так и не познакомились.
Ролевая игра "Представляю товарища"
Для проведения игры все участники разбиваются на пары и в течении 4-5 минут берут друг у друга интервью. После окончания интервью каждый представляет своего партнера группе. Задача выступающих - представить коллегу как можно ярче, как бы в новом свете, с неизвестной коллективу стороны.
Упражнение "Камень за пазухой"
Участникам тренинга предлагается написать то, что им в себе не нравиться, что тревожит. Это может быть черта характера, вредные привычки, фобии или неприятный эпизод, вспоминая который участник испытывает стыд или чувство вины. После того как задание выполнено, каждый из участников кладет текст в конверт и заклеивает его. На заключительном этапе (или раньше, по желанию участника) предлагается вскрыть конверт и поделиться своими переживаниями. Данное упражнение служит индикатором растущего доверия к группе. Так же оно может служить показателем в изменении смысловой сферы, т. к. на заключительном этапе тренинга субъективная оценка данного события в жизни субъекта может принципиально измениться.
Упражнение "Кто Я"
Участникам предлагается: а) ответить в письменной форме на вопрос: "Кто Я?". Сделать это быстро и записать ответы в той последовательности, в какой они пришли в голову. Затем, б) ответить на тот же вопрос так, как по вашему мнению, отозвались бы о вас ваши отец или мать; в) ваш начальник; г) ваши коллеги. Теперь необходимо сравнить четыре набора ответов и указать (в письменной форме):
- в чём состоит сходство?
- каковы различия?
- Если есть различия, то как вы их можете объяснить себе? В какой мере вы ведете себя по разному с разными людьми? Какие роли при этом принимаете на себя?
- Каким образом эти различия объяснимы, исходя из индивидуальных особенностей этих других лиц, т. е. как их ожидания формируют те суждения о вас, которые вы им приписываете?
- Укажите какие из 10 ответов вашей самохарактеристики касались: а)физических качеств; б) психологических качеств; в) социальных ролей.
- Затем установите очерёдность, которую вы считаете целесообразной при перечислении этих трех групп качеств. Теперь попробуем разобраться в том, как на суждения о других людях влияет ваше отношение к ним. Взаимодействуя с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам либо не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами этих людей, а не с особенностями собственного восприятия.
- Вспомните двух людей, к которым вы испытываете симпатию. Укажите пять качеств, которые вам в них нравятся.
- Вспомните двух людей, которые вам совсем не нравятся. Запишите также по пять качеств, которые вам в них не нравятся.
Указав все эти качества, вы можете увидеть, в чем схожи двое людей, которые вам нравятся и не нравятся. Сравнив сначала попарно, а затем все четыре набора качеств, определите что заставляет любить одних и ненавидеть других. Отметьте, что вас привлекает в других людях, а что отталкивает. Попробуйте ответить на вопрос, что вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать и, напротив, что вы не делаете из того, что на самом деле хотелось?
- Укажите три вещи (обязанности, занятия, развлечения и т. п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
- Укажите три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в какой вы их делаете, или же вовсе не делать.
- Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно А и делаете слишком много Б.
Упражнение "Успокаивающее дыхание"
Обучаемым предлагается занять исходное положение стоя или сидя и сделать полный вдох. Затем, задержав дыхание, вообразить круг и мысленно выдохнуть в него. Повторить этот приём четыре раза, после чего вновь вдохнуть, вообразить треугольник и выдохнуть в него. Эту процедуру повторить три раза. Затем, подобным же образом выдохнуть, к примеру, в квадрат. Повторить это два раза. После выполнения всех девяти процедур должно наступить успокоение.
Ролевая игра "Монета"
Для её проведения участники делятся на пары. Один из них играет роль "подстраивающегося", второй - роль "ускользающего". По команде ведущего они одновременно раскрывают ладони с находящимися там монетами. Задача "подстраивающегося" - добиться, чтобы обращенные вверх стороны монет (орел или решка) обоих игроков совпали. Задача "ускользающего", напротив, не допустить такого совпадения. Выполняя роли, игроки записывают свои ходы и ходы партнера, анализируют их, стремясь предугадать последующие действия друг друга. Игра может длиться до определенного количества тактов, очков, или в течении определенного времени. Особое внимание ведущий обращает на организацию группового обсуждения складывающихся игровых ситуаций, степени и характера вовлеченности в них участников.
Упражнение "Мои добрые дела"
Расскажите один случай, после которого вы испытывали высокое чувство удовлетворения или гордости. Что это было: чувство общности, чувство независимости, превосходства, великодушие и т.д.? Сколько таких эпизодов вы можете вспомнить за последний месяц? Вспоминали ли вы о них раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Рассказывали ли вы об этом кому ни будь? Если да, то при каких обстоятельствах? Как другие люди реагировали на ваш рассказ? Как вы думаете, какие чувства вы у них вызвали: равнодушие, зависть, соперничество, понимание, эмпатию? Сталкиваетесь ли вы с тем, что другие люди делятся подобными рассказами? Как вы сами на них реагируете, что при этом испытываете?
Упражнение "Мои сильные стороны"
Закройте глаза, расслабьтесь и вспомните свою жизнь. Теперь вспомните все свои значительные достижения, каждую большую и малую заслугу. Откажитесь от любых скромных, искажающих ваши достоинства замечаний. Обратите особое внимание на те события, которые без вашего участия приняли бы совсем другой оборот. Не забудьте те поступки, которые кому-то, как вам кажется могут показаться легкими. Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах, - о том, что он ценит, любит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство собственной уверенности. Важно чтобы говорящий не брал "в кавычки" свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы говорил без "но" и "если". Человек, который говорит о себе не обязан обосновывать свои слова, достаточно того, что он сам в этом уверен. Затем группа делится на 3-4 подгруппы и обсуждает, опираясь на свои сильные стороны, как сделать что-то действительно ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами. Затем все собираются вместе и делятся своими проектами.
Упражнение "Я глазами группы"
Каждый должен высказать свое мнение о том, каким человеком его видит группа в целом и отдельные участники. После этого, внимательно выслушав каждого, группа и отдельные участники вносят коррективы в сообщения. Затем участникам предлагается упражнение "девиз".
Упражнение "Девиз"
Каждый из участников группы должен сформулировать свой девиз или жизненное кредо. Затем написанные девизы сдаются ведущему. Он наугад достает девизы и предлагает обсудить, кому он принадлежит, и почему. Группа коллективно идентифицирует девизы. Когда работа закончена, выявляются истинные авторы девизов и анализируется в чем группа заблуждалась. Автор выступает в роли эксперта.
Упражнение "Множественность Я"
Перечислите свои желания, запишите все, что придет вам в голову. Когда у вас появится 20 пунктов, или вы почувствуете , что вы все записали, выберите из списка 5-6 самых существенных, на ваш взгляд. Проанализируйте окончательный список. Для каждого желания определите его носителя. Это как бы самостоятельная часть вашего я. Дайте ей название. Это может быть "совесть", "гордыня", "пороки", "слабость" и т.д. Теперь нарисуйте на отдельном листе бумаги круг (на всю страницу). Внутри него круг диаметром 1-3 см. Это центральная часть вашего Я. Окружающее кольцо разбейте на сегменты и разместите в них те субличности, которые выражают ваши желания. Напишите их названия. Сравните ваши желания с жизненными ценностями, которые вы составили в ходе других упражнений (нет ли здесь противоречия). Дайте возможность обнаруженным субличностям "пообщаться". Пусть каждая из них выскажет свои претензии или наоборот удовлетворение. Например: мне нравится; я обижен; я хотел бы; я надеюсь". Один из участников садится в центр круга, добровольцы должны играть его субличности. После этого предлагается какая либо ситуация. В этой ситуации участник должен принять решение. В это время его субличности начинают активно вмешиваться. Они льстят, угрожают, умоляют и прочее. Он должен обратится к одному из них, тем самым приглушить голоса других. В конце группа анализирует эффективность и целесообразность принятого решения. Сам участник объясняет, почему мнение именно этой субличности оказалось решающим в данной ситуации.
Упражнение "Отверженный"
У каждого человека есть те черты которые он хотел бы изменить. Один из участников должен выйти из комнаты. Все остальные участники должны сформулировать 5-7 причин, по которым данного человека можно "отвергнуть". Например: груб, неряшлив, высокомерен и т.д. Секретарь записывает те причины, за которые высказалось большинство. Приглашается участник. Он должен сам назвать возможные причины его "отвержения". После этого ему вручается список причин. Он может задать любой вопрос, если есть необходимость.
Упражнение . "Выдыхание усталости"
Обучаемым рекомендуется лечь на спину, расслабиться, установить дыхание. Каждый из них должен как можно ярче представить, что во время вдоха сила наполняет легкие, а при выдохе она распространяется по всем порам организма. Такое дыхание в течении 1-2 минут поможет восстановить душевное равновесие.
Упражнение ."Побег"
Группа разбивается на пары. В каждой паре одному из участников отводится роль воина, попавшего в плен к противнику, а второму - роль освободителя. У обоих игроков имеется план помещения, где находятся "пленный", с несколькими опорными точками (изображение двери, окна, нар и т.п.). На плане так же отмечено 3-4 места, где на ночь можно сделать подкоп. "Пленный" будет спасен лишь в том случае, если партнеры, независимо друг от друга, будут "капать" в одном и том же месте. После раздумий, используя навыки идентификации, пытаясь мысленно встать на позицию партнера, каждый из них отмечает на плане место для подкопа. Сличая решение партнеров в каждой паре, ведущий предлагает им поразмыслить о причинах успехов и неудач, находках и "ускользнувших" шансов, мотивирует их на поиск новых возможностей в развитии умения понимать другого человека.
Упражнение "Актеры - зрители"
Участники делятся на две группы: первая - актеры, вторая - зрители. Руководитель предлагает актерам темы инсценировок: 1) идти против ветра; туда, куда не хочется; так, чтобы кого-нибудь на разбудить; 2) идти с тем кто веселее всех; с тем, кто напоминает кого-нибудь из жизни знакомых; с самым симпатичным для тебя человеком в этой группе; с тем, кто вызывает настороженность; с тем, кого ты бы хотел изменить.
Группа зрителей должна понять, кого показывают актеры. Затем группы меняются ролями, и предлагаются следующие темы: мы куда-нибудь идем, и вдруг.....(встреча с неожиданностью) ...понимаем, что что-нибудь забыли; ...не хватает денег (не жетона для телефона); ...видим человека, который нам очень нравится; ...узнаем, что на чулке (рукаве и т.д.) дырка.
Во время обсуждения ответить на вопросы: Что помогает осознать, выразить чувства? Что помогает нам понять, что чувствует другой человек?
Упражнение "Скульптура"
Необходимо распределиться на пары. Один партнер играет роль "скульптора", другой - "материала".
"Скульптору" надо "вылепить" любой предмет или игрушку. Он не имеет право давать команды "материалу", пользуется в работе только руками (наклоняет, поднимает, сгибает и т.д.). Затем партнеры меняются ролями и упражнение повторяется. Во время обсуждения ответить на вопросы: Каким "материалом" себя ощущал? Из какого "материала" слепил? Соответствовало ли ощущение "материала" тому, как с ним обращался "скульптор" (например: "материал" ощущал себя пластилином, а с ним обращались как с гранитом)? Какие чувства возникают, если "материал" и действия "скульптора" совпадают (не совпадают)? Как эти чувства влияют на взаимодействие?
Упражнение "Передай эмоцию"
Для его выполнения участники становятся в колонну. Последнему из них дается задание передать членам группы какую-либо эмоцию (радости, гнева, злости и т.п.). Когда участник будет готов, он кладет руку на плечо стоящего впереди игроку и, после того, как тот повернется, средствами мимики изображает указанную эмоцию. Второй игрок "считывает" эту эмоцию и аналогичным образом передает её следующему. В конце упражнения сравниваются эмоции, показанные первым и последним участниками. В процессе рефлексии ведущему желательно акцентировать внимание участников на двух моментах: во-первых, на том, что мы не все и не всегда способны правильно понять эмоциональное состояние находящихся рядом, и, во-вторых, на том, что сами мы нередко предстаем в глазах сослуживцев совсем не такими, какими хотим и какими кажемся себе.
Упражнение "Мимика хорошего настроения"
В целях снятия психической напряженности рекомендуется следующее упражнение. Нужно как бы включить "внутреннее зеркало", внимательно посмотреть на свое лицо и избавиться от ненужных мышечных зажимов. При задержки дыхания, целесообразно слегка надувать щеки, делать глотательные движения. После вдох нужно провести рукой по лицу, как бы убирая остатки тревоги, раздражения. Затем - поднять уголки губ вверх, улыбнуться, почувствовать как приятные ощущения идут от уголков губ к ушам. Обучаемые проводят рукой по мышцам шеи. Если они напряжены, следует сделать несколько наклонов и вращательных движений головой, слегка помассировать шею. Далее нужна слегка погладить мышцы от плеча к уху, потереть подушечками пальцев заушные бугры. Это позволит улучшить приток крови к голове и поможет снять нервное напряжение.
Упражнение "Мнения"
По просьбе ведущего обучаемые называют 1-2 положительных качества, присущие каждому из присутствующих. Это сразу создает необходимую доброжелательную атмосферу в группе. Упражнение может быть продолжено и стать методом коррекции поведения людей и их самооценки. Для этого после первой части и небольшого перерыва, участники социально-психологического тренинга называют по одному отрицательному качеству каждого из присутствующих. Чтобы избежать возможной напряженности и негативных последствий, предлагается характеристики оформлять метафорически - "человек - невидимка", "волк -одиночка", "кот Базилио" и т.п.
Упражнение "Мимика и жесты"
Участники разбиваются на две команды или пары. Одним из них ставится задача передать другой команде (партнеру) информацию или задание ( например, переставить определенным образом мебель, нарисовать на доске геометрическую фигуру и т.п.).Для этого первой команде (партнеру) вручается письменный текст, который они и должны сообщить второй команде (партнеру). При этом, в зависимости от разрешенных ведущем средств передачи информации, упражнение может иметь четыре варианта: а) информация передается только при помощи мимики; б) только при помощи жестов; в) только при помощи междометий; г) любыми неречевыми средствами. После выполнения указанного задания, сравнивается и обсуждается то, насколько точно первая команда воспроизвела текст, насколько правильно он был воспринят второй командой, какие приемы передачи информации оказались эффективными, а какие нет, какие из них могут быть восприняты неоднозначно и почему.
Упражнение "Испорченный телефон"
Обучаемые делятся на две группы. Члены первой - выполняют роль телефонистов, передающих важное сообщение. Члены второй - эксперты. "Телефонисты", кроме одного, выходят из помещения. Ведущий, в присутствии экспертов, вручает первому "телефонисту" текст сообщения, подлежащего передачи. Первый телефонист, уяснив задание, вызывает второго и передает ему сообщение и т.д.. Эксперты не только наблюдают, как на их глазах происходит искажение передаваемой информации, но и живо реагируют на ошибки "телефонистов", создавая им дополнительные "помехи". Сообщение, переданное ведущим, и то, которое огласил последний "телефонист", сравниваются. В процессе группового обсуждения речь идёт о важности и необходимости умения правильно принимать и передавать информацию, значение общего языка общения в подразделении.
Упражнение "Точки"
Обучаемые удобно садятся на стулья, кладут руки на колени, прижимая большие пальцы к указательным. Нужно хорошо зафиксировать место, где заканчивается складка кожи между указательным и большим пальцами. Здесь и расположена точка, массирование которой тонизирует, укрепляет здоровье, улучшает самочувствие. Ведущий рекомендует в течении нескольких минут вибрирующими движениями указательного пальца массировать указанные точки на обеих руках. При выполнении этого приема, палец как бы ввинчивается в точку, что вызывает в ней ощущение теплоты, жжения. После этого обучаемые вновь кладут руки на колени так, чтобы ладонью полностью охватить чашечку колена. При этом указательный палец лежит на середине чашечки, а остальные пальцы прижаты друг к другу. Тогда безымянный палец будет прощупывать небольшое углубление под выступом круглой кости, в нижней части подколенной чашечки. Обучаемые находят безымянными пальцами это углубление и легко массируют его, испытывая легкую ломоту. Это точка цзу-сань-ли, "точка долголетия", "точка от ста болезней". Её стимуляция позволяет повысить общий тонус, сохранять бодрость, поддерживать необходимую работоспособность.