Коммуникативный тренинг

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 3724111fm.jpg

Коммуникативный тренинг проводится в организационный период смены. Целью коммуникативного тренинга является создание команды из незнакомого или малознакомого коллектива. Коммуникативный тренинг состоит из набора упражнений, выполняя которые группа людей достигает различных задач и постпенно идет к основной цели - созданию команды.

Упражнения чаще всего разделяют на несколько блоков: 1. Упражнения на знакомство 2. Упражнения на групповое взаимодействие 3. Упражнения на формирование толерантного отношения 4. Упражнения на общение 5. Упражнения на сплочение и командообразование и пр.

В конце тренинга обязательно проводится рефлексия (обсуждение). Перед проведением коммуникативного тренинга можно принять некоторые правила, по которым данная группа людей, а впоследствии команда будет жить и общаться.

Принятие правил, установка на работу.

- участники принимают правила, по которым будет проходить тренинг, настраиваются на совместную работу. Принятие правил является важным элементом дальнейшей работы команды и после тренинга.

Основной свод правил: 1. Персонификация высказываний (отказываемся от безличной речи: Я считаю, по-моему, Саша меня не понял). 2. Недопустимость непосредственных оценок личности (при обсуждении происходящего мы оцениваем не человека, в только его действия и поведение). 3. Активное участие в происходящем. 4. Уважение к говорящему. 5. Правило поднятой руки.

Правила подробно объяснить, дать ответы на возникшие вопросы. Дополняете свод правил при необходимости, общим голосованием.


Этот материал поможет педагогу наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение.

Перед педагогом ставятся следующие задачи:

  • закрепить навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
  • мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
  • способствовать формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.


Методы и формы работы:

  • беседа;
  • ролевая игра;
  • тренинги межличностных коммуникаций;
  • дыхательные и двигательные упражнения;
  • методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и т.д.).


При проведении упражнений, игр необходимо учитывать следующее:

  • этичное отношение к личности;
  • эмпатическое понимание мира подростка;
  • конструктивное общение;
  • интерес к личному опыту подростка и его актуализации;
  • диалогичность;
  • добровольность.


Прогнозируемые результаты:

  • подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения;
  • подростки будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения;
  • разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать и т.д.


Для того, чтобы всем было комфортно работать в группе, необходимо принять следующие правила. Правила работы в группе:

Нужно

  • Смотреть на того, к кому ты обращаешься.
  • Выражать свое мнение, начинать речь словом «Я»: «Я считаю…», «Я чувствую…», «Я думаю…».
  • Внимательно слушать, когда говорят другие.
  • Уважать чужое мнение.
  • Говорить искренне.
  • Шутить и улыбаться.
  • Говорить по одному.
  • Начинать и заканчивать занятия вовремя.

Нельзя

  • Угрожать, драться, обзываться, передразнивать и гримасничать.
  • Начинать свою речь словами «Ты», «Вы», «Он», «Они», «Мы».
  • Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или его поступках за пределами группы).
  • Шуметь, когда кто-то говорит.
  • Врать.
  • Ставить другим оценки, давать определения и критиковать.
  • Перебивать.
  • Опаздывать.


Упражнение «Дождь».

Инструкция. Участники сидят в кругу и повторяют движения, которые показывает ведущий:

  1. Шуршат, потирая ладони друг о друга.
  2. Щелкают пальцами.
  3. Негромко хлопают в ладоши.
  4. Ударяют себя ладонями по бедрам, притопывают ногами.


Упражнение «Колокол».

Инструкция. Дети становятся в круг.

  1. Поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.
  2. На вздохе поднимают руки, на выходе произносят «Бом!» и бросают руки вниз.

Ведущий задает вопрос.

Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основах, носить характер взаимной поддержки или взаимного подавления. Взаимоподдерживающая система отношений объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. Для этого важны:

  • уважение членами группы друг друга;
  • стремление понимать и сопереживать друг другу;
  • возможность открытого высказывать несогласие с решением других членов коллектива

на основе уважения, тактичности (не используя «инструменты» подавления.


Упражнение «Доброе животное».

Инструкция. Ведущий предлагает представить, что вся группа превратилась в одно большое доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем предлагается послушать, как бьется его большое сердце. Стук – шаг вперед. Стук – шаг назад и т.д. Очень важно все делать одновременно.

Анализ упражнения:

  • Все ли дети придерживались обозначенных правил?
  • Понравилось ли тебе «животное», частью которого ты был?
  • Что-нибудь удивило тебя в этой игре?


Упражнение «Давайте жить дружно».

Инструкция. Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего стоящие в паре игроки (не договариваясь) одновременно выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если два пальца, то пожимают друг другу руку, а если три пальца, то обнимаются. Когда количество выкинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев. После выполнения трех заданий участники, стоящие во внешнем круге передвигаются вправо, и все задания повторяются.

Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии.

Однако такое общение не только неизбежно может быть плодотворным и полезным.

Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься.


Упражнение «Подойди ближе».

Инструкция. Выбирается ведущий. Он встает спиной к товарищам. К нему по очереди подходит каждый член группы. Можно варьировать движение: подходить медленно, быстро и т.д. Когда ведущий почувствует, что ему становиться не комфортно, он говорит «Стоп», и подходящий останавливается.

Анализ упражнения:

  • Как ты себя чувствовал, когда стоял спиной к участникам группы?
  • Насколько близко ты позволил партнеру подойти к тебе? Почему?
  • Каким образом еще можно дать понять другому человеку, что он подошел к «твоим границам»?
  • Проявляли ли участники уважение к товарищу, стоящему спиной к группе?

Мы все разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). Классическим образом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту.


Упражнение «Толкалки без слов».

Инструкция. Участники свободно двигаются по комнате, касаются друг друга, толкаются, постукивают, щипаются, u1085 но никто не разговаривает. Затем делятся своими впечатлениями от игры и сообщают, трудно ли было всё это проделывать молча.


Упражнение «Я – высказывание».

Как высказать свою точку зрения, не обижая партнера? Можно использовать в конфликтной ситуации «Я - высказывание». «Я - высказывание» позволяет другому слушать вас и спокойно реагировать, предполагает ответственность говорящего за поведение в конфликте. «Ты – высказывание» («Ты каждый раз перебиваешь») нацелено на обвинение другого человека. Научиться не конфликтовать с окружающими, не раздражаться совсем не просто – этого не добиться простыми тренировками и упражнениями. Самый верный способ – навести порядок в самом себе. Вот примерная схема «Я - высказывание»:

  1. Событие – «Когда…» (описание нежелательной ситуации): «Когда вы на меня кричите…».
  2. Ваша реакция – «Я чувствую…» (описание ваших чувств): «Я чувствую себя беспомощным».
  3. Предпочитаемый исход – «Мне хотелось бы, чтобы…» (описание желаемого варианта): «Мне хотелось бы, чтобы мы спокойно во всем разобрались».
  4. Формула обоснования – « Я хотел бы…, потому что…».


Игра «Спасибо, что ты есть!».

Инструкция. Все участники стоят в кругу. Один из них встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо, что ты рядом!». Они держаться за руки, а каждый участник подходит и со словами: «Спасибо, что ты рядом!» – берет за руку одного из стоящих в центре. Когда все играющие окажутся в центре круга, ведущий присоединяется к детям со словами: «Спасибо, что все вы рядом!»

Инструкция. Участникам предлагается написать окончание предложений (или проговорить):

  • Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…
  • Я пойму, что счастлив, когда…
  • Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)


Игра «Коммуникация».

Инструкция. Ведущий по порядку произносит 10 предложений, описывающих реакции человека на некоторые ситуации. Каждое из предложений участники должны оценить как верное или неверное по отношению к себе, записав на листке порядковый номер предложения. Если утверждение кажется верным, то оно оценивается цифрой «1», если неверным, ставится «0».

Список предложений:

  1. Мне не кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.
  2. Я. пожалуй, мог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих или позабавить их.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то глубоко, чем есть на самом деле.
  5. В компании я часто оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.
  7. Я могу отстаивать не только то, в чем я искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.