Одной рукой и узла не завяжешь
Цель: сплочение коллектива, актуализация навыков сотрудничества.
Задачи: снятие эмоционального напряжения; повышение уровня эмоционального настроя; развитие умения работать в группе; развитие креативности; формирование умения сочинять сказки.
Оборудование и материалы: плакат “Одной рукой и узла не завяжешь”, бумага, ручки, наборы карточек к упражнению “Найди свою Репку”, передвижная доска, мешочки с конфетами, плакат со словами к упражнению “Сочиняем сказку”.
Время: 1 час.
Количество участников: 14 человек.
Участники: педагоги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Приветствие
Упражнение “Поздоровайся, как сказочный персонаж”
Участники становятся в круг.
Ведущий. Сегодня наша встреча будет очень необычной, а точнее — сказочной. Все вы читали или продолжаете читать сказки. В сказках вам встречались различные герои. И я сейчас предлагаю вам поприветствовать друг друга, как тот или иной сказочный персонаж. А чтобы было легче выполнять это задание, будем по очереди брать из мешочка карточки, где уже написаны имена сказочных героев”. Каждый участник достает карточку, здоровается со всеми, а остальные угадывают имя персонажа, от лица которого нас приветствовали. (7 минут.)
2. Разминка
Ведущий обозначает тему встречи, открывая на доске плакат с надписью: “Одной рукой и узла не завяжешь”. Участники обсуждают смысл фразы.
Упражнение “Вспомним сказки”
Для проведения упражнения ведущий организует группы участников следующим образом. Он предлагает каждому взять по одной конфете из мешочка и по их виду объединиться в группы (количество видов конфет соответствует требуемому числу групп).
Участники в своих группах вспоминают и записывают на листах бумаги названия сказок и других литературных произведений, основной смысл которых может соответствовать смыслу пословицы: “Одной рукой и узла не завяжешь”. Затем участники озвучивают то, что они записали. (7–10 минут).
3. Основное содержание занятия
Упражнение “В чем смысл сказки?”
Участники остаются в своих группах. Ведущий предлагает им выбрать из списка, который был составлен в предыдущем упражнении, сказку, больше всего соответствующую теме занятия.
Затем дается задание извлечь из нее все смыслы, которые только удастся. Чему учит сказка? Как можно сформулировать уроки, преподносимые этой сказкой?
После обсуждения все найденные смыслы еще раз проговариваются, а ведущий фиксирует их на доске.
Участникам можно предложить сказку “Репка” для выполнения этого задания, если у них возникнут затруднения в выборе произведения. (10 минут.)
Упражнение “Найди свою Репку”
Ведущий. В сказочной стране были две деревеньки. Одна называлась Круглое, а другая — Серёжкино. Посадили однажды их жители репки у себя на огородах. Прошел волшебный дождь, репы выросли небывалых размеров. Решили жители деревень свезти свои репы на ярмарку да посмотреть, чья выросла больше. В условленный день собрались они на ярмарке и выставили свои репы. Но тут опустился волшебный туман, а когда он рассеялся, оказалось, что люди лишились слуха и не могут разговаривать. Им всем очень хотелось быть рядом со своей семьей и репкой. Каждый из них помнил, кто он и в какой деревне живет, но понятия не имел, кто с ним рядом находится.
Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих деревень. Давайте попробуем разрешить эту проблему. Каким образом? Вы сейчас по очереди вытянете карточку и узнаете, какая роль досталась вам в нашей игре. Название деревни будет вам подсказкой. Важное условие — никому не показывайте свою карточку! Посмотреть карточки можно только по команде.
Для игры заготавливаются карточки по числу участников. Набор карточек (для каждой группы): Мышка, Жучка, Дед, Бабка, Внучка, Кошка, Репка.
На доске ведущий записывает порядок расположения персонажей:
1. Мышка.
2. Жучка — любимая собака деда.
3. Дед.
4. Бабка.
5. Внучка.
6. Кошка — любимица внучки.
7. Репка.
Ведущий. Уважаемые герои! Помните, что ваша задача — оказаться именно с вашей семьей, из вашей деревни. Где будет находиться ваша семья, пока никто не знает. Для того чтобы определиться, вам следует договориться друг с другом. При этом помните, что вы:
— не можете разговаривать;
— используете только жесты и мимику.
Запрещается писать на бумаге или в воздухе слова — названия деревень или выпавшую вам роль.
Если всем понятны условия игры, начинаем.
После того как жители обеих деревень соберутся, то есть обе шеренги выстроятся, ведущий предлагает им предъявить карточки и назвать свою роль. Затем проходит обсуждение игры по вопросам:
— Сложно ли было играть? Почему?
— Что помогло вам найти свое место?
— Какие трудности возникли? Как вы с ними справлялись?
— Какие способы взаимодействия вы использовали?
— Как смогли договориться без слов?
(10–15 минут.)
Упражнение “Сочиняем сказку”
1-й вариант
Ведущий предлагает участникам занятия побыть в роли сказочников и написать сказку. Группы можно сформировать с помощью конфет (см. упражнение “Вспомним сказки”).
Ведущий открывает на доске плакат со словами:
Дом
Болото
Гора
Корешок
Дорога
Шляпа
Сундук
Участники сочиняют сказку, используя эти семь слов, а конечной фразой должна стать пословица — “Одной рукой и узла не завяжешь”.
Когда все завершат свои сказки, дается 1–2 минуты на придумывание названия сказки. Сказки зачитываются.
(15 минут.)
2-й вариант
Упражнение можно провести, используя элементы песочной сказкотерапии. Участники объединяются в две группы. Ведущий предварительно прячет в песке маленькие предметы в соответствии с количеством участников. Участники аккуратно ищут в песке фигурки и, после того как фигурки найдены, сочиняют сказочную историю, где герои — фигурки. Конечной фразой сказки должна стать пословица “Одной рукой и узла не завяжешь”. По окончании придумывают название сказки и зачитывают ее.
(Необходимое для упражнения оборудование готовится заранее.)
4. Подведение итогов
Ведущий предлагает участникам занятия, сидя в кругу, поделиться своими впечатлениями и рассказать, что им больше всего запомнилось и понравилось.