Правила успешного тренинга с подростками

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
156712178 0d5ac1ac74m.jpg

Двенадцать правил успешного тренинга с подростками

1. Цели и задачи тренинга должны быть сформулированы четко, ясно, с учетом возможных изменений содержания программы.

2. Тренинговый процесс должен предваряться и сопровождаться диагностикой для исследования эффективности программы.

3. Структура всех занятий цикла должна быть единой, с соблюдением преемственности между циклами.

4. Инструктировать участников нужно четко и немногословно.

5. Методические средства, используемые во время тренинга, необходимо разнообразить. Хотя этим нельзя чрезмерно увлекаться — есть опасность «заиграться».

6. Стараться каждый раз создавать особую предметно-пространственную среду с использованием музыки, света, различных звуков. Ведущему надо быть готовым к ее быстрому изменению в связи с трансформацией целей и задач тренинга или групповой динамики.

7. Нужно чередовать индивидуальные и групповые формы работы.

8. Ведущий тренинга всегда должен быть динамичен. Если в группе большинство составляют подростки с осложненным поведением, то желательно, чтобы работали двое ведущих — мужчина и женщина.

9. Нужно помнить, что группа, как правило, сильнее, чем ведущий. Поэтому групповую динамику надо любить, уважать, изучать.

10. Поскольку подросткам часто трудно выразить свои чувства и мысли, то целесообразно использовать принцип «предметных аналогий».

11. Важно формировать культуру обратных связей в подростковой группе (оскорбительный сленг, даже случайный не допускается).

12. Нужно постоянно помнить о правилах, принятых на первом занятии.


Есть что-то общее между работой тренера и поварским делом, а соответственно — между искусством подготовки тренинговой программы и высокой кулинарией.

Множество блюд может приготовить хороший повар из одного и того же продукта, «поигрывая» температурным режимом, специями, способом приготовления. Также и грамотный тренер, пользуясь ограниченным набором методик и процедур, «играя» их возможностями, может создавать тренинговые программы, направленные на решение самых разных задач.

Вместе с тем каждый повар знает, что возможности конкретного продукта не безграничны. Скажем, свежий жареный огурец — это невкусно. Ну вот не вкусно и все. Так и тренер знает, что каждый методический прием, описанный в литературе или созданный им самим, тяготеет к определенной психологической школе, имеет определенную ценностную направленность. И это задает некоторые границы его возможностей. Например, конкурентные игры не способствуют сплочению. И очень трудно (часто — невозможно) применить их для развития чувства «мы» в группе.

И все же наличие в доме одной лишь картошки — это еще не повод для ежедневного приготовления пюре. А большинство тренинговых приемов, описанных в литературе под каким-либо одним соусом, могут быть модифицированы для решения разных обучающих задач. Главное — эту задачу для себя сформулировать, а затем тщательно проанализировать имеющуюся в распоряжении тренера технологию. Возможно, в этом и состоит главное «поварское» искусство тренера — в умении правильно «приготовить» имеющиеся в его распоряжении тренинговые приемы и процедуры, наделить их свойствами, способствующими решению поставленных задач.


ЧУДО-ОСТРОВ

Классический пример — упражнение «Необитаемый остров». «Остров» — это замечательная игровая среда, которая может быть насыщена содержанием под самые разные задачи.

Если нужно дать участникам опыт совместного проживания и построения отношений, игра организуется как бы «взаправду»: с антуражем, ролями, игровым взаимодействием в рамках ролей и т.д. Нужно продумывать техники погружения участников в ситуацию и в роль, проигрывать различные моменты взаимоотношений «островитян».

Если упражнение используется для обучения навыкам принятия групповых решений, достаточно нарисовать ситуацию в воображении участников и организовать групповую дискуссию в кругу. Задается определенное время и правила обсуждения, четко формулируется ожидаемый результат — и вперед.

Возможен и диагностический вариант: участникам предлагается проверить свою готовность к конструктивной дискуссии. В этом случае очень полезно ввести наблюдателей из числа участников. В ходе обсуждения они выступят экспертами — помощниками тренера.

Если нужно поработать над сплочением или диагностикой отношений, вводите в игру разные экстремальные ситуации типа «Туземцы украли одного из вас, кто будет этим человеком?» и т.д. Помните, что в данном случае необитаемый остров для участников — лишь повод поразмышлять о себе, своих товарищах и взаимоотношениях в группе.

Если хотите ввести элемент тренинга личностного роста, создайте внутри игрового пространства и роли каждого участника ситуацию обязательного выбора. Только помните, что выбору должно предшествовать глубокое погружение в моделируемый мир, осознание участниками его возможностей и ограничений. Тогда это будет действительно личностный, а не ролевой выбор.

Разрешите участникам «рассредоточиться» по помещению, и вы получите более мягкую игру. Нарисуйте на полу черту — границу острова, и через некоторое время страсти начнут закипать. И так далее.

Только не надо пытаться задействовать все возможности сразу! Никакое игровое пространство такой многоцелевой нагрузки и не выдержит: проживание ситуации плохо совместимо с формализованной групповой дискуссией, а ситуация личного выбора — с театрализованным ролевым действием (отработкой навыков поведения).

Модификации под задачу должно подвергаться не только само упражнение, но и инструкция к нему, и процедура последующего обсуждения.

Скажем, «Остров» задуман как обучающее упражнение в рамках темы «Навыки обсуждения и принятия групповых решений». В этом случае инструкция обязательно должна содержать слова типа: «А сейчас вам представится возможность проявить (или отработать) свое умение сотрудничать, слушать друг друга, находить общий язык в специальной игровой ситуации. Затем мы обсудим, как проходило обсуждение и насколько оно было успешно».

Обсуждение в данном случае также будет преимущественно разворачиваться вокруг примененных участниками навыков, а также вокруг того, что способствовало и что мешало дискуссии.

Если же «Остров» применяется как техника, позволяющая прожить некоторую ситуацию и получить опыт взаимодействия, инструкция будет иной, например: «Сейчас вам представится удивительная возможность оказаться на необитаемом острове... В окружении таких-то людей... Какой будет ваша жизнь? Это зависит только от вас. Погружайтесь в ситуацию, внимательно следите за своими чувствами и поступками, исследуйте себя и свои переживания. Через час удивительная жизнь на острове закончится и мы обсудим то, что с вами происходило».

Обсуждение в данном случае концентрируется на переживаниях, отношениях, новом опыте участников. Их внимание заостряется на том, насколько все происходящее похоже на реальную жизнь.


БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Вообще, при правильном, то бишь осмысленном, обращении многие известные, многократно описанные в литературе техники приобретают совершенно новое звучание. Очень показательный пример — вариант широко растиражированной техники «Молекулы» в исполнении В. Ясвина. Он предлагает использовать «Молекулы» как технику исследования собственных переживаний, возникающих в нестандартной ситуации.

Суть этой техники проста: участники ходят по комнате с закрытыми глазами. И ходят довольно долго, прислушиваясь к себе и стараясь ни к кому не прикоснуться. Затем по команде ведущего участники начинают искать себе пару (молча и с закрытыми глазами). Обнаружив другого человека, участники берутся за руки и так замирают, пока ведущий не предложит открыть глаза (он же обращается к участникам с таким предложением спустя некоторое время, желательно после того, как все нашли свою пару). Затем проходит обсуждение.

Знакомая техника, правда? Если ограничиться лишь такой информацией для участников, никакого самоисследования не случится и обсуждать будет практически нечего.

Необходима грамотная инструкция для участников, в которой четко ставятся задачи (внимательно следить за своими действиями, своими переживаниями, отмечать их про себя), несколько раз проговаривается цель упражнения. «Сейчас у вас будет возможность, — говорит ведущий, — сделать то, что так редко нам удается в реальной жизни — погрузиться в себя. Отвлекитесь от забот и проблем, послушайте себя. Вам будет легче это сделать в темноте. Поэтому мы закроем глаза. Изучению и познанию себя иногда мешает процесс общения. Поэтому мы на время забудем о других. А чуть позже, наоборот, вспомним и постараемся найти свою пару». И так далее.

Обсуждение тоже приобретает совершенно определенное содержание. Ведущий создает ситуацию, в которой на каждый вопрос практически каждый участник дает свой ответ (по крайней мере, задумается над ответом), а также задает следующие вопросы:

Хотелось ли вам открыть глаза? Делали ли вы это?

Была ли у вас определенная стратегия движения по комнате, или вы двигались совершенно хаотично? Если была, то удалось ли вам ее придерживаться?

Вы старались быть там, где находились другие люди, или стремились отойти подальше от основной части группы?

Были ли прикосновения к другим людям? Какие чувства вы при этом испытали?

Какие чувства у вас возникли, когда ведущий дал инструкцию найти пару?

Что вы испытали, нащупав руки другого человека? (Или не найдя свою пару?)

Подробные, серьезные ответы на эти вопросы здорово продвигают отдельных участников и группу в целом на пути самоисследования. Короткое полуразминочное упражнение превращается в глубокую содержательную технику. Конечно, если это нужно.

В другом контексте можно провести «Молекулы» коротко и довольно весело: для настроя участников друг на друга, двигательной разминки, снятия напряжения и т.д.


ИДТИ ОТ СВОИХ ЗАДАЧ

Итак, техники можно «углублять», упрощать, превращать из обучающих в исследовательские площадки личности или межличностных отношений, из диагностических в собственно навыковые процедуры. Важно не забывать при этом изменять инструкцию и характер обсуждения.

Центральный вопрос обучающей техники: удалось ли отработать навык или умение? Диагностической — что вы увидели, узнали, поняли про себя и про других? Или: что вы умеете, а что не умеете? Исследовательской — какой опыт переживаний или отношений вы получили? Похоже ли это на вашу жизнь? Или: как это может быть перенесено в вашу жизнь?

Представляется, что значительная часть отказов участников от упражнения или несерьезное, игровое отношение к нему связаны именно с нечеткостью инструкции.

Упражнения, игры, психотехники — это только оболочки, предполагающие множество толкований, море возможностей. Без хорошей лоции в виде инструкции и темы обсуждения плыть по нему трудно. Можно, конечно, но если направление не определено, легко заплыть в самые проблемные точки своей жизни. И тогда незаметно и часто неприятно неожиданно для ведущего тренинговая ситуация перерастает в психотерапевтическую. А обучающая психологическая группа в группу коррекционную. Инстинктивно избегая такой перспективы, многие участники «убегают» в смех, в игнорирование упражнения, в агрессию по отношению к ведущему.

Получается, что не так уж важно, сколько «продуктов» на тренерской кухне, главное — наличие хорошей книги рецептов: представлений о том, как то или иное средство может быть трансформировано под актуальные задачи. Еще лучше — интуиция мастера: сколько положить соли, перца, налить воды...

Но это приходит не сразу. А поначалу нужно просто думать, анализировать и идти не от упражнения, а от собственных профессиональных задач, решаемых данным тренингом, днем занятий, этапом работы с группой.


Управление групповыми процессами в тренинге

Основной методологический принцип тренинга — приоритет субъект-субъектных отношений. Тренер так или иначе занимается организацией ситуаций интенсивного общения и переживаний участников, влияет на происходящий процесс с целью повышения их субъектности.

Тренерское воздействие особенно важно на первых этапах тренинга, пока группа не сформировалась как групповой субъект, при котором влияние тренера значительно уменьшается.

Можно выделить немало способов управления групповыми процессами для создания развивающих ситуаций в тренинге. Вот лишь некоторые из них.

1. Поддержание неопределенности

Строится на том, что участникам подробно не раскрывается весь предполагаемый сценарий. Таким образом, все происходящее, даже если оно идет вразрез с вашим представлением, выглядит как нормальное и тщательно спланированное. В этом случае понятие «ошибка» не используется, в группе может происходить все что угодно. Главное здесь — умение «утилизировать», то есть использовать материал даже нештатной ситуации.

Принцип неопределенности проявляется даже в мелочах — таких, как проведение отдельного тренингового упражнения. Скорее, что не надо его объяснять от начала до конца. Если рассказать целиком: «сначала мы встанем в круг, потом один будет падать спиной, а другие участники будет его ловить», то это излишне активизирует защитные механизмы. Лучше раскрывать его поэтапно. Например, сначала просто предложить всем встать, отодвинуть стулья. После этого — встать в круг. «А теперь пусть один желающий встанет в центр круга… Остальные пусть сделают руки вот так (показать)… А человек в центре будет свободно падать в любую сторону на ваши руки. Понятно? Вопросы есть? Начали».


2. Изменение пространственного расположения участников

Этот способ строится на предположении, что каждой форме общения соответствует определенное пространство, так же как поза тела человека отражает его эмоциональное состояние. Несоответствие формы общения наличной ситуации — довольно распространенное явление, которое существенно затормаживает наше взаимодействие.

Всем, наверное, знаком такой пример. Идет лекция. Лектор, стоя на трибуне, раскрывает содержание своей темы сидящим в зале. В конце он обычно спрашивает: «Какие будут вопросы?» Как правило, вопросов нет. Почему? Лектор может считать, что он не справился с лекцией. Но среди прочих причин здесь можно выделить следующие. Первоначально лектор выступал в ситуации делового общения, шел процесс передачи информации. Расположение рядами даже способствовало этому, высокая трибуна обеспечивала ему «верхнюю позицию», с которой очень удобно вести монолог. Вдруг, не меняя пространства, он меняет форму общения. Он предлагает начать обсуждение, призывает «задавленных» слушателей к встречной активности.

Несоответствие формы и ситуации обычно ведет либо к психологическому зажиму-молчанию, либо к тому, что все начинают говорить сами по себе. Для процесса обсуждения более подошло бы такое пространство, где все сидят в кругу, где каждый видит каждого, где у всех «равные» позиции. Сколько собраний загубило такое пренебрежение к организации соответствующего пространства!

В практике тренинга достаточно разделить группу пополам и посадить участников лицом друг к другу, чтобы между ними начало возникать напряжение и конфронтация. Круговое расположение, особенно стоя и в многочисленной группе, располагает к общегрупповому сплочению. Разделение группы на микрогруппы по 8–10 человек разряжает негативные групповые тенденции, снижает уровень агрессивности.


3. Смена формы общения

Постоянная смена разнообразных форм общения (групповая дискуссия, лекция, ролевая игра, танцевальная разминка, психогимнастика, совместное рисование, медитация) дает возможность существенно повысить уровень групповой динамики. Особо можно обратить внимание на эффект соединения или чередования двух и более форм общения. В кино есть старинный прием — со «страшной» сценой, чтобы она была еще драматичнее, монтируют лирическую и умиротворенную. То есть если вы хотите провести сеанс расслабления, устройте перед этим диско-разминку с «догонялками».

В качестве основы для синтеза и выстраивания в нужном направлении общения участников тренинга используем специальный прием, который называется «От конечного результата». За отправную точку планируемого процесса общения в группе берется желаемое конечное состояние, например «глубокое эмоциональное общегрупповое сопереживание». Следовательно, предпоследней процедурой должна быть танцевально-музыкальная разминка — движения и выброс эмоций предрасполагают к тихому, спокойному отдыху, во время разминки произойдет сброс негативных эмоций, физических и эмоциональных зажимов.

Для успешного проведения эмоциональной музыкальной разминки мы выбираем в качестве предыдущей ситуацию, которая бы активизировала эту процедуру, например межгрупповая дискуссия, когда идет активное вербальное взаимодействие при минимуме движений, преобладает рациональный план восприятия. Таким образом, рассчитав очередность каждой формы общения с точки зрения развития процесса, вы сможете составить примерный план занятий.


4. Изменение количества общающихся участников

Периодическая смена партнеров может дать участникам ощущение обновления и свежести контактов. Вы можете предложить общение в парах, тройках, восьмерках, самообщение и пр. Помимо внутригруппового общения, тренер может использовать другие формы контакта — общение микрогрупп (по 5–10 человек) между собой, общение двух «половинок» группы — скажем, мужской и женской и др. В таком случае каждая из общностей может рассматриваться как самостоятельный и целостный «субъект».

Такой способ имеет очень высокий сплачивающий потенциал. Методической основой этого приема является положение М. Бубера о двух основных установках в общении, когда другой человек может быть для меня либо «Оно», либо «Ты». В отношениях «Я» и «Ты» возможно свободное «вхождение» в другого человека, радость эмоционального сближения с ним. Перегруппирование акцентирует внимание на разных участниках, не дает «застыть» и сузиться каким-то определенным отношениям. В таком случае отношения «Я» и «Ты» выходят за рамки диады или подгруппы, в итоге образуется общность, сплоченная группа — «Мы».

Кроме этого, количество людей в группе является своего рода архетипом, который оказывает свое влияние на общение. Так, архетип пары можно рассматривать как взаимоотношение матери и плода, то есть происходит активизация состояния, которое может иметь отношение к дородовым и послеродовым взаимоотношениям. Малая группа является прообразом семьи. В результате этого в малой группе возникают определенные внутригрупповые роли, соответствующая динамика ее развития. Этот архетип достаточно полно исследован в современной социальной психологии. Нахождение в большой группе (свыше 40 человек) активизирует новый уровень отношений, который еще недостаточно изучен. Многие авторы сходятся во мнении, что это может быть архетипом племени, сформированном на раннем этапе развития человечества. В результате этого он имеет более глубокие корни в бессознательной части психики. Периодическая перегруппировка помогает «включиться» самым разным пластам психики.


5. Противодействие групповой тенденции

В ходе тренинга в группе могут возникать самые разные настроения — от воодушевленного подъема до спада настроения. Эти настроения подвержены закону маятника: чем сильнее одно, тем сильнее будет противоположное. Продолжение ведущим работы в русле групповой тенденции (при эмоциональном подъеме в группе пытаться участников еще больше «поднять») ведет к затуханию динамики группы, тогда как встречное движение способствует дальнейшей активизации группы. Иными словами, не дожидаясь, пока очередное настроение пойдет на спад (в момент его максимального подъема), психолог может предложить ситуацию с полярным настроем: эмоциональное взаимодействие сменить на рациональное, оживленный разговор перевести в молчание, физическую активность заменить малоподвижной деятельностью, перейти от внешнего общения к общению с самим собой.

Например, если в группе возникло веселое настроение, то рано или поздно оно сменится, например, серьезностью. Если тренер, идя в русле групповой тенденции, будет продолжать усиливать веселье, ему придется преодолевать нарастающую скрытую серьезность. Будет возникать торможение групповой динамики. Но если он, уловив начало изменения, сам перейдет к полярному действию, то эффект будет гораздо сильнее. Такое «волнообразное» чередование настроений позволяет увеличивать диапазон групповой динамики.

Кроме последовательного, возможно и одновременное использование этих способов. Например, задавая форму общения, вы разбиваете группу на подгруппы и предлагаете соответствующее расположение в пространстве. Таким образом значительно усиливается возможность тренера влиять на процессы в тренинговой группе.

Может быть, самый высший класс влияния заключается в отсутствии технологий, влияет только личность тренера — при определенном масштабе этой личности. Например, лишь в результате присутствия на тренинге К. Роджерса в группе возникает особая атмосфера, в которой и произойдут все необходимые трансформации с участниками.

Но на начальном этапе тренерской работы неизбежно применение технологий воздействия, о которых необходимо знать и которыми надо грамотно пользоваться.



1cjhjg.jpg

Дополнительно