Тренинг для подростков 2

Материал из Летний лагеря
Перейти к навигации Перейти к поиску
X 8f1c9c28m.jpg

Ведущей деятельностью в возрасте 13-15 лет является общение.

Общение – достаточно трудный процесс, достижение взаимопонимания между людьми – это большое искусство, которое на высоком, цивилизованном уровне, как правило, требует приложения значительных сил. Подросток очень часто испытывает недостаток в навыках, необходимых для личного и делового общения, именно в этом возрасте возникают проблемы взаимопонимания с родителями, учителями, сверстниками, следовательно, личные проблемы, такие как одиночество, неуверенность в себе, низкая самооценка, мешающая активной и нормальной жизни.

Развить индивидуальные лидерские навыки, необходимые для лучшей адаптации подростков в обществе, его социализации и личностного развития. Дать практику общения подростков в демократической среде и помочь в создании собственного малого социума. При этом расширить личные контакты ребят, помочь найти новых друзей и, что очень важно, не только в своём городе, но и в других городах. Создать предпосылки для возникновения среды деловых цивилизованных людей в обществе помогут тренинги.


Что такое тренинг?

ТРЕНИНГ – это:

  • познание себя и окружающего мира;
  • изменения «Я» через общение;
  • общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановки;
  • эффективная форма работы для усвоения знаний;
  • инструмент для формирования умений и навыков;

ТРЕНИНГ – это действия, которые способствуют организации времени, рабочего места и идей для того, чтобы у людей была возможность развивать свои концепции, знания, отношения и навыки.


Условия проведения тренинга

Круг. Круг ассоциируется с доверием и защитой. Круг образуют все участники группы, при этом не должно быть каких-либо препятствий между ними (столы, стулья).

Правила. Для комфортной работы всех участников группы принимаются некоторые правила, например:

  • 0:0 – закон точного времени. Все участники должны приходить на занятие вовремя. Опаздывать – неуважение к другим участникам группы.
  • Закон правой руки. Если кто-то хочет высказаться, он поднимает вверх правую руку, остальные замолкают и выслушивают его.
  • Закон конфиденциальности. То, о чём мы говорим на этих занятиях, принадлежит огласке, если только это не касается личности кого-либо из участников группы.
  • STOР. Если в процессе обсуждения кто-то из участников не хочет высказываться по данному вопросу, то он говорит: «STOР» и его пропускают.
  • Слушать и слышать. Мы внимательно слушаем говорящего и понимаем то, о чём он говорит.
  • «Не выпадать из шкафа» или здесь и сейчас. Мы говорим только по теме занятия, на другие темы (проблемы дома, в школе, с друзьями) не отвлекаемся.
  • ОППД – отвергаешь – предлагай, предлагаешь – делай. Если тебе не нравится чья-то идея – предложи свою, но при этом она должна быть действенна.
  • Всё делать творчески, а иначе – зачем?


Для создания атмосферы доверия необходимо не слишком большое количество участников группы – 14-18 человек, максимальное количество – 20. При таком количестве народа гораздо легче довериться кому-то.

Продолжительность занятий – 1,5-2 часа.


Любая группа проходит ступени развития:

  • ориентация – знакомство друг с другом, радость от предстоящей деятельности;
  • разочарование – произошло распределение ролей в группе, кто-то остался недовольным в таком распределении. В группе возникают конфликты;
  • разрешение – конфликт разрешается успешно или не успешно. При отрицательном развитии конфликта группа прекращает своё существование. При положительном
  • переходит на следующую стадию;
  • работа – группа плодотворно работает и получает от этого удовольствие;
  • завершение – работа закончена, группа либо распадается, либо переходит на новую ступень взаимоотношений.


Тренинг: «5 фигур»

Цель: объединение группы, работа сообща для достижения общей цели, развитие внимательного отношения участников друг к другу.

Все участники делятся на группы по пять человек. Каждому члену группы выдаётся конверт, в котором находятся части разных квадратов. Упражнение выполняется молча.

Задача: собрать каждому свой квадрат, при этом

Нельзя: разговаривать, отбирать необходимую деталь у другого, просить необходимую деталь, отказываться, когда предлагают.

Нужно: молчать, предлагать, брать, когда тебе предлагают.

Вывод: люди всегда могут найти способ договориться между собой.


Тренинг: «Полёт на луну»

Сначала каждый из участников проделывают необходимые операции самостоятельно. Для этого существует индивидуальный лист участника упражнения «Полёт на луну».

Инструкция: вы – член экипажа космического корабля, который, согласно первоначальному плану, должен был встретиться с ранее посланным кораблём на светлой стороне Луны. Однако в результате механических затруднений Вашему кораблю пришлось прилуниться в 300 километрах от места назначения. Во время посадки многое оборудование на борту корабля пострадало и, поскольку Ваша жизнь зависит от того, попадёте ли Вы на корабль, который Вас ждёт или нет. Вам необходимо выбрать принципиально важные вещи для похода на 300 километров. Ниже приведены 15 предметов, которые повреждены после посадки. Вам необходимо расставить их в списке по степени важности для того, чтобы Ваш экипаж смог добраться до места встречи. Цифра 1 присваивается наиболее значимому предмету, 2 – второй по степени важности и так далее, до 15 – для наименее важного предмета по значимости.

На выполнение упражнения отводится 15 минут.

Правильные ответы:

15 коробок спичек
4 пищевой концентрат
6 15 метров капроновой верёвки
8 парашютный шелк
13 портативный нагреватель
11 2 револьвера 45 калибра
12 1 упаковка сухого молока
1 2100-литровых баллона с кислородом
3 звёздная карта
9 надувной плот
14 компас
2 20 литров питьевой воды
10 сигнальных ракет
7 аптечка первой помощи с иглами для инъекций
5 радиоприёмник передатчик на солнечных батареях

После этого ребята разбиваются на группы по 4-5 человек и проделывают ту же самую работу, учитывая свои, уже достигнутые результаты. Затем они объединяются в группу и снова обсуждают.

Вопросы для обсуждения:

  • Сложно ли было выбрать?
  • В чём именно была сложность?
  • Когда выбор был сложнее: при индивидуальной работе либо при групповой работе?
  • В чём именно сложность.


АНАЛИЗ ТРЕНИНГОВ

В конце каждого тренинга проводится анализ.

Участникам задаются вопросы:

  • Как вы думаете для чего этот тренинг проводился? Какая была цель?
  • С какими проблемами вы столкнулись, какие были трудности?
  • Были ли услышаны все мнения группы?
  • Каким образом удалось выбрать правильное решение?
  • Кто чувствовал себя лидером?
  • Кто оказался не услышанным?
  • Было ли вам комфортно?

(Далее оценка со стороны ведущего, небольшие оценочные реплики).

Обратная связь: « Я хочу сказать спасибо за…»

Каждый участник должен сказать «спасибо» кому-либо в группе. Следует обратить внимание на то, чтобы каждый участник группы услышал в свой адрес благодарности. Очень хорошо, если будут звучать слова «Спасибо всем, за то, что они…»

В процессе тренинга подросток получает поддержку и уважение сверстников, имеет возможность приобрести новых друзей, расширить свой кругозор, иметь практику общественной жизни, он чувствует себя нужным и способным помочь множеству людей, оказавшихся в трудной ситуации.


ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Игровым тренингом мы условно называем систему игровых упражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даст руководитель.

У старших подростков существует потребность в информации о своей личности, для них можно организовать «психологические игры». Цель тренинга следует прямо сформулировать обучающимся: например, научиться видеть и понимать других людей, видеть и понимать других людей, видеть и понимать себя, преодолевать и раскрывать себя.

Для педагога в этих играх важно стимулировать сознание подопечных своих способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30-40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников может быть 7-20 человек. Заранее обговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без

соблюдения которых «Игровой тренинг» результатов не даст. К ним относятся:

  • высокая доброжелательность и доверие друг к другу;
  • при оценке выполнения игровых заданий участникам оценивается не личность, а ее деятельность и способы общения;
  • впечатление о степени удовлетворённости игрой должны доводить до руководителя тотчас.

Успешность «психологических игр» полностью зависит от степени взаимопонимания и взаимодоверия между руководителем игр и участниками.

Игры могут быть самых разных типов. Рассмотрим некоторые из них:

  • «Мнения». В первые дни занятий для установления доброжелательной атмосферы можно проводить такое упражнение. У каждого человека все по очереди называют одно лучшее качество. В сумме получается привлекательная характеристика. Если участников занятий более восьми, то игру надо проводить в несколько этапов, чтобы охватить всех.
    В дальнейшем можно использовать другой вариант данной игры – «Метафоры». О каждом из участников мнение оформляют метафорично: «колючий ежик», «вечный двигатель», «головоломка» и т.д.
  • «Мимика и жесты». Эти игры необходимы для развития паралингвистических внеязыковых средств общения, а также для выработки свободного раскованного общения. Варианты:
    а). Каждый только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость;
    б). То же самое при помощи мимики (без жестов);
    в). То же самое при помощи мимики и жестов (только добровольцы, так как упражнение трудное);
    г). Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например, «написать письмо», «переставить мебель в комнате» и т. д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестом или мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполнением.
  • «Видение других». Игры на внимательность друг к другу:
    а). Один садится спиной к аудитории. Он должен описать внешний вид кого-нибудь из присутствующих: детали костюма, прическу, обувь и т. д.
    б). Называется один из участников. Все вместе должны восстановить его поведение, настроение, высказывания с самого начала занятий до данного момента (например, последние полчаса)