Тренинг “Мы и природа”
Что такое экология знают все, но не многие знают что такое экологическая война — нанесение ущерба противнику путем воздействия на среду его обитания (заражение воздуха, воды, истребление флоры и фауны). Наше общество весьма преуспело, нанося ущерб своей собственной среде обитания.
Доктор Спок пишет:
— Мы накопили огромное количество мощного оружия, и тем не менее нас терзает страх перед всеобщим уничтожением. Мы научились делать дешевые продукты питания, и в тоже время снижаем их производство, в то время как голодающих на Земле стало больше, чем когда-либо. Миллиарды долларов ежегодно уходят на путешествия к Луне… Единственная надежда воспитать в наших детях веру, что они попали в этот мир не для того, чтобы удовлетворять только собственные желания, но и чтобы помогать людям. Малыши испытывают радость, когда чувствуют, что могут быть полезны. Воспитывать и развивать эту черту нужно с самого детства»
Дети как положительный ресурс
Учить детей законам природы — значит воспитывать поколения, которые будут знать свой дом — родную Мать-Землю, будут разумно строить, разумно мыслить и жить, думая о будущих поколениях. Среди моих вожатых в пионерских лагерях, я на долгие годы запомнила одну женщину. Она прекрасно разбиралась в лекарственных травах, которые в изобилии росли на лесной территории в лагере, и очень любила играть в командные игры с мячом. Всю смену мы если не бродили по лесу, собирая подорожник и мать и мачеху, то значит непременно играли в мяч. И это была моя самая лучшая лагерная смена за многие годы пионерских лагерей. Нужно ли говорить, что с тех самых пор, когда я оказываюсь в лесу, то обязательно с огромным удовольствием собираю травы для своей домашней аптечки. А увлекательные игры в мяч, я умудряюсь проводить с детьми даже в маленьком психологическом кабинете.
Воспитать ребенка не потребителем, а научить его любить и понимать природу — это интересная и важная задача для родителей и вожатых. Предложенный ниже тренинг направлен на формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей разного возраста. Немного креативности и специально подобранные игры позволят детям с самым разным опытом общения с природой учиться жить в гармонии с окружающей средой.
Тренинг “Мы и природа” для детей 6-10 лет
Жан Жак Руссо призывал воспитывать детей через природу, рассматривая ее, как самого лучшего учителя и врача. Утром детям предлагается собраться в небольшое лесное путешествие. Для этого нужно удобно одеться, взять с собой немного еды, воды и пару удобных подстилок для отдыха. Также пригодится фотоаппарат, альбом и карандаши. Отряд уходит за территорию лагеря, и исследуя ближайшую территорию ищет подходящую поляну в лесу. Путь на поляну длится не больше 20 минут, и двигаться лучше не спеша, чтобы дети успевали наблюдать за природой вокруг. Путь до поляны является важным моментом в тренинге, чтобы разбудить у детей интерес и сакцентировать их внимание к будущим упражнениям тренинга .
Придя на поляну, дети помогают вожатому найти подходящее место для их “маленького лагеря”. Важно запомнить откуда отряд пришел на поляну, где на поляне больше солнца, а где полутень, и как солнце будет менять свою траекторию с течением времени. Обязательно проверить нет ли в траве птичьих гнезд, и других лесных обитателей, которым дети могли бы помешать своим присутствием. Дети привыкают чувствовать себя заботливыми хозяевами и активными участниками экологической игры.
Дети садятся в круг, получают бумагу и карандаши, а вожатый предлагает им упражнения, которые по желанию можно зарисовать на бумаге. Рисунки помогут нерешительным детям и тем, которые затрудняются формулировать свои мысли вслух, быстрее действовать самостоятельно. Для того, чтобы подать положительный пример, вожатый рисует вместе с детьми. Дети которые справляются с заданием раньше остальных, откладывают рисунки и ждут друзей.
1 ступень
“Кто я, чем люблю заниматься в свободное время” — это упражнение позволяет детям лишний раз познакомиться друг с другом, и почувствовать, что у всех нас в отряде есть общие интересы и черты характера. Тем самым, способствуя теплой и доброжелательной обстановке во время дальнейшего тренинга. В конце упражения дети по часовой стрелке обсуждают свои рисунки.
“Какое животное похоже на меня по характеру” — эта игра способствует развитию образного мышления, наблюдательности и ощущению сопричастности людей и живой природе.
“Какое растение похоже на меня по характеру” — ассоциативные образы позволяют лишний раз задуматься как много растительности вокруг нас, и насколько она разнообразна. Водоросли, папоротники, деревья, цветы и лишайники — это лишь маленькая часть растений для детского выбора.
2 ступень
“Живая и не живая природа”. Какая природа называется живой? — это упражнение можно провести в виде шуточного голосования, на котором можно будет узнать мнение дошкольников о земле, горах, камнях, деревьях и животных. Характерно, что именно этот вопрос часто задается будущим школьникам во время весенней комиссии для поступления в школу. В этом же упражнении, которое не нужно рисовать на бумаге, у детей узнается их мнение о влиянии живой природы на неживую и наоборот. Дети пытаются проанализировать отношение людей к окружающему миру.
“Что такое экология и для чего она нужна людям”. Дети делятся своим опытом, полученным в школе и дома. Высказывают свои мнения по данной теме, а также вместе с вожатым определяют как изменилась жизнь людей и орудия труда в процессе эволюции и развития промышленности. Раньше люди стирали в реке, и пользовались вместо транспорта лошадьми, а теперь в городе стиральные машины и автомобили. В конце упражнения вожатый подводит итоги.
“Сказочные герои, помогающие природе”. Детям предлагается вспомнить, кто из любимых героев сказок и стихов активно боролся с небрежным отношением к окружающей среде, и помогал животным и растениям. (Это может быть книга Г.Х. Андерсона “Дюймовочка”, где девочка ухаживала за раненной ласточкой, и книга “Невероятные приключения Карика и Вали”, с героями которой можно по-новому взглянуть на отношение людей к насекомым, и “Маленький принц” Антуана де Сент Экзюпери, ухаживающий за своей планетой).
3 ступень
“Как природа заботится о нас” — все дети знают, как заботятся о нас родители. А как заботится о людях и животных природа? Почему в народе говорят “Мать-Земля”?
“Как люди вредят природе” — перечислить деструктивные действия по очереди.
“Забота о природе” — дети по очереди предлагают варианты бережного отношения к природе. «Договор о защите природы» — дети придумывают содержание договора который будет висеть в лагере после окончания тренинга. Слова договора должны остаться в сердцах у каждого участника. Например, текст может быть таким: "Я - человек, который гостит на заботливой зелено-голубой планете Земля не больше 100 лет. Обещаю оставить после себя только радость, любовь и красоту. С сегодняшнего дня я решаю заботиться об окружающем меня мире, и помогать другим делать нашу планету еще прекраснее". Внизу пишут число, имена и подписи ребят, которые составили этот договор.
Тренинг “Мы и природа” для подростков
Расположившись в лесу, отряд делится на несколько рабочих творческих групп, вожатый может самостоятельно сформировать спонтанные группы, для более продуктивного и творческого отношениия к предстоящему тренингу у детей. Дети садятся в круг, берут карандаши и бумагу.
1 ступень
“Кто я и чем люблю заниматься в свободное время”, “Какое я животное и растение”
“Экологическая конференция”. В ходе дружеской беседы дети обмениваются мнениями, касающиеся терминов и основных понятий: «Что такое экология?», «Экология города», «Экологическая этика» и «Экологическая война» “Основные проблемы современной экологии” А вожатый записывает формулировки на большой лист бумаги, подводя итоги по всему сказанному. В процессе дискуссии дети лучше осознают свою собственную точку зрения на предложенную тему. Попробовав ощутить ответственность за свои слова и поступки однажды они становятся более ответственными людьми в дальнейшем.
“Как мы можем быть полезны”. Дети предлагают способы бережного отношения к природе, учитывая сложившуюся ситуацию в мире..
“Живая скульптура”. В этом трепинге ребятам дается задание изобразить скульптуру, которая затем оживет и превратится в сюжет истории. Нужно интересно изобразить взаимоотношения людей и природы: в городе, на даче, на нашей планете. Упражнение направлено на осмысление серьезных тем, казалось бы через самые безобидные поступки людей. Игра учит детей анализировать свои поступки, чего бы они не касались.
2 ступень
“Рекламный ролик в защиту среды” — группам отряда предлагается придумать и изобразить лучший рекламный ролик, посвященный защите экологии на нашей планете.
“Рекламный ролик “Некачественный товар” представьте себе что вы выпускается не совсем полезный продукт, который может причинить окружающим вред. Придумайте что это за товар, его степень вредности и как его можно прорекламировать, чтобы люди с охотой покупали его у вас. (Игра направлена на осознавание детьми своей уязвимости перед давлением рекламы).
3 ступень
«Выборы президента». Содержание игры: 3-м ребятам предлагается баллотироваться в президенты. Каждому из них полагается команда помощников из 2-х человек. Оставшиеся дети отряда – выбирают президента методом голосования. Голосование проводится после того, как каждый из потенциальных президентов зачитает свою программу по улучшению экологической ситуации в стране. В итоге побеждает самая эффективная и продуманная программа. (Игра позволяет подрастающему поколению почувствовать ответственность за свои слова, за свой выбор или за отсутствие выбора. Играя в жизнь, и ошибаясь, дети учатся думать над своими поступками, анализировать свои ошибки, и не допускать их в следующую игру, а затем и в реальную жизнь).
“Подведем итоги”. В конце тренинга дети дают оценку всему мероприятию в целом, а также предлагают свои идеи, если они возникли в ходе игры. В конце каждой игры вожатый просит детей дать обратную связь, и обменяться своими чувствами, и впечатлениями. Для активных и уверенных в себе подростков можно пользоваться некоторыми играми из тренинга для дошкольников и младших школьников.
В заключении Через предложенные игры тренинга у детей начинают формироваться навыки заботливого отношения к окружающей среде. Дети начинают чувствовать себя не просто ребенком, а личностью. И конечно, еще раз вспоминают, что созидать - это прекрасно.