Упражнения и игры для развития мышления
Упражнениена развитие мышления «Древо мудрости» Возраст: средний, старший школьный.
Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)
После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
Игра развитие мышления «Сокращение рассказа» Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.
Возраст: 9-10 лет.
Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.
Упражнение на развитие мышления «Ищем клад» Возраст: дошкольный.
Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.
В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.
После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.
Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?» Возраст: дошкольный.
Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.
Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.
Игра на развитие мышления «Ключ к неизвестному» Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Ход игры
1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?
2.Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:
К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т.д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.
Упражнение на развитие мышления «Дерево, лист, плод»
Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал:
Коробка с двумя отделениями;
Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);
Карточки с изображением листьев этих деревьев;
Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.
Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.
Упражнение на развитие мышления «Собрать фигуру» Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.
Материалы: комплекты разрезных геометрических фигур по числу участников.
Необходимое время: 20-25 минут.
Процедура проведения
Каждому участнику выдается комплект разрезных геометрических фигур, необходимых для того, чтобы собрать все эталонные фигуры. После этого ведущий демонстрирует первую фигуру собранной, разрушает ее на глазах учащихся и просит детей собрать такую же из тех деталей, которые у них есть. Последовательно демонстрируются все эталонные фигуры, которые дети должны собрать самостоятельно, без опоры на образец. Важно каждый раз убирать эталонную фигуру после ее демонстрации, не оставляя ее для соотнесения и копирования в то время, когда дети решают мыслительную задачу.
Если участники выполняют это задание с разной скоростью, целесообразно перейти к индивидуальному показу эталонов, что позволит сохранить интерес участников к данному упражнению.
Комментарии к занятию: Занятие будет удачным, если к этому времени ведущий сумеет установить контакт с учащимися, сформировать особый микроклимат на занятиях, отличный от атмосферы обычных уроков. Только в этом случае дети будут свободно фантазировать.
Решение мыслительных задач будет успешным, если психологу удастся на предыдущих занятиях развить мотивацию достижения успеха в деятельности и сформировать установку на достижение положительного результата. При выполнении второго упражнения необходимо оказывать помощь в организации деятельности учащимся которые в этом нуждаются.
Упражнение на развитие мышления «План местности» Цель: Развитие навыков совместной деятельности.
Возраст: дошкольный, младший школьный.
Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.
Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.
Упражнение на развитие мышления «Говори наоборот» Цель: развитие мышления, воображения.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
Упражнение на развитие мышления «Веселый счет» Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.
Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.
Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.
Упражнение на развитие мышления «Развитие навыков обобщения» Цель: развитие навыков обобщения.
Возраст: подростковый.
Следует назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий:
История
Озеро
Наречие
Дробь
Повесть
Христианство
Кустарник
Насос
География
Грамматика
Певчая птица
Параллелепипед
Землевладелец
Плотина
Движение
Глава
Нос
Излучение
Существительное женского рода
Осадки
Многоугольник
Русский писатель
Игра на развитие мышления «Исключи лишнее» Цель: развитие мышление
Возраст: младший школьный возраст.
Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.
Цвет:
апельсин, киви, хурма
цыплёнок, лимон, василёк
огурец, морковь, трава
сахар, пшеница, вата.
Форма:
телевизор, книга, колесо
косынка, арбуз, палатка.
Величина:
бегемот, муравей, слон
дом, карандаш, ложка.
Материал:
банка, кастрюля, стакан
альбом, тетрадь, ручка
Вкус:
конфета, картошка, варенье
торт, селёдка, мороженое
Вес:
вата, гиря, штанга
мясорубка, перышко, гантели
Упражнение на развитие мышления «Свет, зажгись!» Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.
Возраст: дошкольный.
Материал: настольная лампа или торшер.
Ход игры:
Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.
Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.
Упражнение "Какие могут быть отношения между понятиями?"
Понятия могут находиться в разных отношениях друг с другом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:
1)«вид — род» и «род — вид», например «окунь — рыба», «рыба — окунь»;
2)«часть — целое», например «плавник — окунь»;
3)«причина — следствие», например «горе — слезы»;
4)«последовательность», например «понедельник — вторник»;
5)«вид — вид», например «щука — окунь»;
6)«функциональные отношения», например «окунь — река»;
7)«противоположность», например «свет — тьма».
Следует назвать отношения, существующие между понятиями каждой пары:
1.Рабы — класс.
2.Осень — зима.
3.Ромб — сторона.
4.Рабы — рабовладельческий строй.
5. Тополь — ясень.
6.Газ — жидкость.
7.Сахара — пустыня.
8.Тополь — пирамидальный тополь.
9.Жидкость — вещество.
10.Рабы — рабовладельцы.
11.Карта — глобус.
12.Буква — гласная буква.
13.Носорог — саванны.
14.Тополь — лес.
15.Вода — холодная вода.
16.Рабы — крепостные крестьяне.
17.Шероховатость — трение.
18.Фигура — плоскостная фигура.
19.Союз — предлог.
20.Засуха — неурожай.
21.Рабы — Спартак.
22.Острый угол — тупой угол.
23.Север — юг.
24.Тополь — дерево.
25.Притяжение — отталкивание.
26.Повесть — глава.
27.Плодородная почва — высокий урожай.
28.Числительное — часть речи.
29.Жизнь — смерть.
30.Круг — окружность.
Упражнение "Калейдоскоп"
Все игроки выстраиваются в полукруг перед экраном. Водящий выходит к экрану, лицом к участникам. Игроки называют водящему по очереди цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами. Когда водящий повернется, ему нужно сказать, какому игроку какой цвет нравится. Психолог: "Кажется все очень просто? Ну, давайте попробуем. Итак, встали лицом к экрану. Водящий, запомните цвета и отвернитесь, а затем, вернувшись в исходное положение, угадайте эти цвета. Следующим водящим будет тот, чей цвет не угадали, а затем — все остальные. Итак, начали! Спасибо, игра закончена".
Упражнение "Понятия по порядку"
Нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. К примеру, если даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное».
1.Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение.
2.Яблоня, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое растение.
3.Число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь.
4.Почва, чернозем Украины, природное образование, чернозем.
5.Согласная буква, знак азбуки, буква «Д», буква.
6.Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.
7.Создатель произведений искусства, Фидий, скульптор, человек, древнегреческий скульптор.
8.Сказка, сказка «Колобок», жанр, устное народное творчество.
9.Водоплавающая птица, лебедь, черный лебедь, птица, позвоночные.
10.Природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие, землетрясение.
Упражнение "Поиск соединительных звеньев"
Задаются два предмета, например, «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. К примеру, в данном случае это могут быть «экскаватор» (сходен с лопатой по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля). Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев («лопата» — «тачка» — «прицеп» — «автомобиль»). Особое внимание обращается на четкое обоснование и раскрытие содержания каждой связи Между соседними элементами цепочки. Победитель тот, кто дал больше аргументированных вариантов решения.
Задание позволяет легко устанавливать связи между предметами и явлениями.
Упражнение "Построение сообщения по алгоритму"
Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. К примеру, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины, повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности. Можно использовать алгоритм Цицерона: «кто — что — чем — зачем — как — когда». Можно разработать свои. Не надо следовать слепо: иногда можно пропустить пункт («кто», «зачем» — если речь о стихийном бедствии).
Задание дисциплинирует и углубляет мышление.
Упражнение "Составление предложений из слов"
Используя различные значения слов: картина, роль, класс, основание, культура составьте с ними предложения. А теперь попытайтесь составить предложение (рассказ), включив в него все эти пять слов. То же самое задание сделайте, используя слова: студент, коньки, телега, дождь, небо, любовь. Составьте одно сложное или несколько предложений из слов: край, зуб, лошадь, клад, носки, инженер, город, доска. Тренируйтесь постоянно, немалократные упражнения принесут вам успех.
Составление анаграмм.
Составьте анаграммы, слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключенных в них букв. Примеры: шарф - фарш; слово -волос; кулон - уклон - клоун - колун; клоп - полк; лежание - желание.
Составьте собственные анаграммы от слов: бирюк, стан, сустав, бязь, рондо, накат, пион, крот, колосок, нагар, опрос, отбор, тяпка, рыбак, сруб, тавро, атлант, прут, фтор, шакал, шелк, куща, амплуа.
Найдите слова, от которых можно составить анаграммы.
Составление поэтических образов.
Кенниги - поэтические образы, состоящие из сочетания двух слов - существительных. Пример: царь зверей - лев; глаза дома - окна; голос души - песня; мир цифр - арифметика; язык техники - чертеж; грамматика языка техники - начертательная геометрия.
Составьте собственные кенниги на слова: орел, асфальт, бой, воробей, волк, дуб, лес, речка, ржавчина, солнце, столица, фонтан, золото.
Варианты ответов: орел - царь птиц; асфальт - одеяло дороги; бой -столкновение сил; воробей - птица домов; волк - зверь собак; дуб - камень деревьев; лес - море деревьев; речка - бег воды; ржавчина - гроза металлов;
солнце - звезда жизни; столица - город городов; фонтан - сияние воды;
золото - царь металлов.
Попытайтесь найти слово, которое связывает два слова -существительных. К примеру: кит - небо голубой(ое)
Найдите это связующее слово в таких парах слов: орешек - характер;
кузнечик - помидор; любовь - море; котенок - человек; урок - подход; лес -глаза; овраг - мысль; ночь - тушь; поворот - вопрос.
Возьмите орфографический словарь и попробуйте превратить выбранное вами слово в сочетание с иным значением. К примеру, бессердечный - бес сердечный; бесстрашный - бес страшный; горизонт -гори зонт; гимназии - гимн Азии.
Палиндромы - слова (фразы), одинаково читающиеся как слева направо, так и с права налево. Пример: шалаш, казак. Ты сыт. Кирилл лирик. А роза упала на лапу Азора. Я не реву - уверен я. Аргентина манит негра.
Придумайте свои палиндромы.
Упражнение "Сходство и различие"
Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо - родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.