Упражнения на получение обратной связи
(для группы из 15–20 человек) «ГОВОРЯЩИЙ» СПИСОК
Цель: организация обратной связи для нескольких случайно выбранных участников в форме составления «психологического портрета».
Материал: бумага, ручки, скрепки.
Время: 1 час 30 минут.
Участники разделены на группы по 5–7 человек.
Ведущий. Вначале я прошу вас выполнить следующее: возьмите ручки и листы бумаги и в течение 10 минут составьте (каждый для себя) список того, без чего вы просто не представляете свою жизнь, без чего не можете обходиться буквально ни одного дня. Давайте договоримся сразу: не нужно писать очевидные и общие вещи, например еда, одежда или зубная щетка (понятно, что без этого не обходится никто из нас). Пусть это будет ваш личный список необходимого, отражающий именно ваши пристрастия, привычки и образ жизни.
(Участники молча составляют свои списки.)
Время вышло, и я прошу в каждой команде собрать списки в стопку и скрепить их скрепкой.
Теперь мы делаем следующее: прошу каждую команду передать свои стопки соседней команде по часовой стрелке. (Команды передают.) Таким образом, у каждой команды сейчас находится по 5 (6,7) списков от разных участников. Кому именно принадлежит список, вам не известно. Я прошу каждую команду коллективно выбрать из них два, которые вас наиболее заинтересуют или которые вы посчитаете «кричащими» о своем обладателе. За 20 минут общими усилиями составьте «психологические портреты» людей, которым могут принадлежать такие списки.
(Команды коллективно работают.)
Время истекло, я прошу команды определить, кого вы делегируете для оглашения результатов.
(Команды совещаются, выбирают «оратора».)
Кто желает начать?
(Определяется команда, которая будет первой.)
Просим вас сначала зачитывать список предметов, а потом составленный вами «психологический портрет».
(Команда зачитывает свои результаты.)
Желает ли человек, которому принадлежал список, открыть себя?
Обсуждение
Если найдутся участники, которые захотят открыться, то ведущий задает автору списка вопросы:
— Согласны ли вы с тем, какие выводы сделала команда?
— Что было верно, что неверно?
— Как вы считаете, почему команда сделала именно такой вывод?
— Хотите ли вы что-либо спросить у команды?
— Как вы сами бы охарактеризовали человека, составившего такой список?
Если таких участников нет, то ведущий задает вопросы команде:
— Исходя из чего вы предположили, что этот человек обладает такими качествами?
— Были ли при обсуждении разногласия?
— Почему именно этот список наиболее привлек ваше внимание?
По этой же схеме происходит дальнейшая работа, пока все команды не зачитают составленные «портреты».
КРУГ АССОЦИАЦИЙ
Цель: организация активной обратной связи каждому участнику от группы в форме ассоциаций.
Материалы: бумага, ручки.
Время: 1 час.
(Участники сидят в общем кругу.)
Ведущий. Неоднократно в своей жизни мы сталкиваемся с тем, что человек, с которым мы общаемся, вызывает у нас различные ассоциации: или он напоминает нам какое-то животное, или его образ связан с какой-то песней или с известной личностью. Более того, каждый из нас порой сравнивает себя с чем-то, исходя из своей внешности или особенностей характера. Давайте попробуем сейчас для каждого из нас составить список подобных ассоциаций, и делать мы это будем так: прошу каждого приготовить два листа бумаги и ручку.
(Участники готовятся.)
Один лист подпишите своим именем и на протяжении всего упражнения оставляйте его у себя, а второй лист подпишите именем вашего соседа слева.
(Участники подписывают.)
Теперь я буду зачитывать различные вопросы, на которые вы отвечаете письменно, совещаться друг с другом до конца упражнения не нужно. Итак, начинаем: «Если бы этот человек был музыкальным инструментом, то чем бы он был?» Прошу каждого написать про себя (на листке со своим именем) и про человека, именем которого подписан второй лист.
Готовы? Теперь прошу свой лист оставить у себя, а лист с именем другого участника передать по кругу соседу справа. Таким образом, у каждого из вас по-прежнему два листа — ваш и другого участника. Теперь будьте внимательны: другой участник — это уже не сосед слева. Продолжаем:
Если бы этот человек был цветом, то каким бы цветом он был?
(Участники пишут, процедура передачи листа по кругу повторяется.1)
Если бы этот человек был животным, то кем бы он был?
Если бы этот человек был деревом, предметом одежды, цветком, предметом мебели, птицей, напитком, явлением природы, музыкальным жанром, государством, столовым или кухонным прибором, временем года, печатным изданием (если кто-то написал «книга», укажите, пожалуйста, какого жанра), геометрической фигурой, медицинским препаратом, телеведущим (программу какого рода он бы вел — можно указать жанр или конкретную телепередачу), транспортным средством, чем-то съедобным, то каким бы он был?
Все участники получили по кругу листы со своим именем и заполнили такой же лист о себе сами. Изучите эти списки.
(Участники читают списки.)
Обсуждение
Ведущий задает вопросы:
— Какие у вас впечатления?
— Совпали или нет собственные ассоциации с чужими?
— Что удивило: приятно, неприятно?
— Что-нибудь разочаровало?
— Кто хочет спросить что-либо у участников?
МУЛЬТ-ПРОТОТИП
Цель: получение информации о себе через сравнение с героями известных мультфильмов.
Материал: бумага, ручки.
Время: 2 часа.
Участники разделены на группы по 3–5 человек
Ведущий. Все мы в детстве обожали мультфильмы (а многие с удовольствием смотрят их и сейчас), одни мультипликационные герои были нашими любимцами, другие не нравились; одни чем-то напоминали нас самих — своей внешностью, поведением, взглядами, поступками, высказываниями и многим другим, а другие были категорически на нас не похожи. Поведение одних веселило нас и вызывало ощущение «родственных душ», а другие раздражали и вызывали непонимание.
Все мы рано или поздно вырастаем, но этот персонаж по-прежнему остается нам близким. Давайте поиграем в следующую игру: у меня есть карточки с названиями хорошо знакомых всем мультфильмов. Прошу подойти ко мне по одному участнику от каждой команды и наугад вытянуть карточку.
(Представители от команд подходят к ведущему, берут карточки и читают вслух название мультфильма.)
Теперь прошу вас быть внимательнее: в том мультфильме, который вам достался, вы будете искать сходство между персонажами и участниками, но не своей команды, а следующей по часовой стрелке за вами. Вам нужно среди участников соседней команды найти прототипы мультипликационных героев для вашего мультфильма (вам нужно не просто присвоить роль, но и объяснить, почему именно этот участник вам представляется прототипом именно этого героя). Если для кого-то из участников вы не находите абсолютно никакого сходства ни с кем из героев, то можете предложить роль из любого другого мультфильма (тоже с пояснением).
(Участники команд коллективно выполняют задание.)
Если все готовы, послушайте, пожалуйста, следующее задание. Вспомните, какая команда все это время выбирала мульт-двойников для вашей команды. Вы можете попросить эту команду напомнить вам, в каком мультфильме они искали двойников для вас.
А теперь вторая часть задания — до того как мы станем оглашать результаты, я прошу вас выполнить следующее: подумайте и предположите, как другая команда распределила роли для вас в своем мультфильме?
(Участники совещаются.)
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какая команда хочет начать?
(Первая команда рассказывает о том, как они распределили роли для участников другой команды.)
Ведущий (обращаясь к команде, для которой искали прототипов). А теперь попросим вашу команду рассказать, как вы сами для себя нашли героев-прототипов, совпали ли ваши предположения с тем, что вы услышали?
Обсуждение
Ведущий задает вопросы:
— Согласны или не согласны участники с теми характеристиками, которые им дали? Почему?
КАРТОЧКА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЯ «Мульт-прототип» (список мультфильмов может меняться)
Винни Пух и все, все, все
Бременские музыканты
Приключения домовенка Кузи
Малыш и Карлсон, который живет на крыше
Каникулы в простоквашине
Незнайка на Луне
Приключения поросенка Фунтика
Волшебник Изумрудного города
38 попугаев
Чебурашка и крокодил Гена
СРАВНИМ МНЕНИЯ
Цель: получение участниками обратной связи от своих соседей.
Материал: бумага, ручки.
Время: 1 час 15 минут.
Участники сидят в общем кругу.
Ведущий раздает каждому по 3 листочка бумаги и ручке.
Ведущий. Прошу вас подписать эти листы следующим образом: 1 — свое имя, 2 — имя соседа слева, 3 — имя соседа справа.
Теперь на листке со своим именем напишите 3–5 ваших личных черт или особенностей поведения, которые, как вам кажется, всегда становятся очевидными для окружающих при общении с вами.
На листках с именами соседних участников напишите по 3–5 черт или особенностей поведения, характерных, как вам кажется, для этих людей.
Отдайте эти листочки, соответственно, соседям справа и слева.
(Участники обмениваются листками.)
Теперь изучите информацию, которую вы получили.
Обсуждение
Ведущий задает вопросы:
— Совпадает ли то, что вы написали сами о себе, с мнением других участников?
— С чем вы согласны, а с чем — нет?
— Есть ли что-то, что вас удивило?
— Ожидали ли вы именно таких результатов?
ОТКРОЕМ ОКОШКО ДЖОГАРРИ
Цель: резюмирование полученной во время тренинга информации.
Материалы: бумага, ручки.
Время: 30 минут.
Участники сидят в общем кругу.
Ведущий. За эти два дня каждый из вас получил много информации о себе. Для кого-то все это уже было известно, кто-то сомневался, так ли все на самом деле, а для третьих многое было совершенно ново и неожиданно. Так или иначе, но каждый из нас получил то, в чем он нуждался. Я предлагаю в завершение нашей работы попытаться структурировать полученные сведения. И сделаем мы это следующим образом.
Ведущий рассказывает группе о схеме «Окошко Джогарри» и раздает всем участникам бланки (см. приложение).
Перед каждым из вас сейчас лежит таблица, которую вам нужно заполнить. Не торопитесь, вспомните все, что происходило, можете использовать записи, сделанные в ходе игр, а можете заполнять по памяти. Эти записи не нужно будет никому предъявлять, вы сможете озвучить только то, что сами захотите, поэтому, заполняя этот бланк, будьте искренни сами с собой.
1 Количество вопросов должно совпадать с количеством участников в кругу. Упражнение заканчивается тогда, когда ко всем участникам по кругу дойдет лист с их именем.
Участники индивидуально заполняют бланки.
Бланк для упражнения «Откроем окошко Джогарри»
Я убедился, что эти мои качества (черты характера, особенности поведения) становятся очевидны людям, с которыми я общаюсь | Я узнал, что другие видят во мне еще и эти качества (черты характера, особенности поведения), которые я сам раньше в себе не замечал |
. | . |
У меня есть еще и эти качества (черты характера, особенности поведения), которые я пока не готов открыть для окружающих | А может быть, во мне есть еще что-то, о чем ни я, ни окружающие не догадываются? Что бы это могло быть? |
. | . |