Шаги к уверенности
Цель: формирование убеждений в преимуществах уверенного поведения перед агрессивным и неуверенным.
Задачи: создать доверительную атмосферу в среде подростков; развивать умение анализировать поступки и желания, дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, агрессивности в поведении людей; развивать творческое мышление учащихся.
Материалы: мяч, маски или костюмы сказочных персонажей, чистые листы и фломастеры.
1. Упражнение «Разминка»
Учащимся предлагается образовать круг. Ведущий передает одному из участников (веселому) мяч со словами: «Самый веселый». Тот в свою очередь должен передать мяч тому, кто, по словам педагога, «самый воспитанный», «самый умный», «самый добрый» и т.д. Задание можно усложнить, отдав инициативу детям.
Например, один из участников передает мяч соседу справа: «Мне нравится Аня, потому что она сидит со мной за партой».
После выполнения упражнения ведущий обращает внимание, что ребята, передавая мяч друг другу, делали свой выбор.
Вопрос для обсуждения:
— Какой путь самоутверждения выбирают ваши сверстники?
Учащимся показывают предварительно обработанные результаты социальной акции, проводимой в школе: «Где и с кем я чувствую себя комфортно?» Участники тренинга отмечают, что наибольшее количество ответов — «на дискотеке», «в общении с одноклассниками», «работая в кружках», «на спортивных соревнованиях». Ведущий обращает внимание учащихся на то, что многие подростки, пробуя алкоголь и табак, также ощущают себя комфортно.
Проводится обсуждение, в ходе которого ребята называют всевозможные причины, по которым их сверстники начинают курить, пробовать алкоголь, а также изменяют свой внешний облик (красят волосы в неестественные тона, прокалывают разные части тела). Ведущий акцентирует внимание на проявлении неуверенности ребят, на их желании самоутвердиться с помощью, например, курения. Учащиеся рассказывают о своих чувствах и ощущениях от общения со сверстниками, сделавшими подобный выбор, указывают на агрессию, которая возникает в их поведении.
Далее участникам занятия предлагают сделать свой выбор, поделив их на три группы: уверенные, неуверенные, агрессивные. Поделить на группы можно разными способами. например, используя личную самооценку каждого («каким вы себя ощущаете?») или поведение, можно предложить: «попробуйте почувствовать себя уверенным, прочувствуйте неуверенность, побудьте немного агрессивным».
2. Упражнение «Вхождение в роль»
Время выполнения: 10–12 минут.
Учащимся предлагается обыграть небольшой отрывок русской народной сказки «Колобок», переделав ее так, чтобы Колобок у ребят первой группы был неуверенным; у второй — агрессивным и, соответственно, у третьей группы — уверенным.
Вопросы для обсуждения:
— что чувствуют другие герои сказки, встречая «разных Колобков» — с разным типом поведения?
— какого Колобка (уверенного, неуверенного, агрессивного) может быстро «съесть» Лиса? Какой ей покажется особенно «невкусным»? А какой может смело продолжить свой путь дальше?
3. Упражнение «Ассоциации»
Учащимся каждой группы предлагается записать все слова, ассоциирующиеся со словами: «уверенность», «неуверенность», «агрессивность». Листы вывешиваются, и происходит обсуждение.
— Что находится в душе, в сердце у агрессивных подростков? (Учащиеся все вместе ищут подходящие слова на листе.)
— Может ли агрессивный человек быть лидером? Если «да», то чем характеризуется его группировка?
— Чем вызвана неуверенность? Может ли человек в состоянии неуверенности добиться чего-либо?
— Друзей с каким типом поведения вы бы предпочли иметь рядом с собой?
— Какое поведение самое успешное?
4. Упражнение «Рефлексия»
Ведущий снимает листы «Неуверенность», «Агрессивность» и оставляет только лист «Уверенность». Предлагает учащимся подумать, насколько они близки к уверенному типу поведения. Затем ребята располагаются так, как считают они сами (рядом, в нескольких шагах, далеко от листа со словом «Уверенность»).
Вопрос для обсуждения:
— Трудно было оценить собственное поведение?
5. Заключение
Ведущий говорит, что шаг к уверенности — это всегда маленький шаг к успеху!